17.12.2010 | 19:35

Эхо "Бубнового валета" в Омске

В Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля открылась экспозиция, посвященная вековому юбилею первой выставки объединения «Бубновый валет». С творческих экспериментов Бурлюка, Машкова, Кончаловского, Фалька, Экстер, Лентулова фактически началось искусство русского авангарда. Эхо «Бубнового валета» спустя десяток лет в Омске подхватила «Червонная тройка» – вольное общество молодых футуристов. Рассказывают «Новости культуры».

Футуристическая молодежь декламирует стихи: «Светить всегда, светить везде. Светить, и никаких гвоздей. Вот лозунг мой и Солнца». 

Незнакомое провинции искусство будущего в начале прошлого века открыл омской публике «отец российского футуризма» Давид Бурлюк.

«Современники вспоминают, что, когда в марте 1919 года Бурлюк со своими товарищами решил сделать выставку, чтобы привлечь народ, они ходили по Любинскому проспекту, надев вызывающие одежды. Давид Бурлюк надел розовый с разводами жилет, в петлицу воткнул ложку, напудрил лицо, чтобы придать ему бледность невероятную», – рассказывает куратор выставки Занфира Девятьярова.

Восхищенная новым искусством омская молодежь поддержала столичных футуристов. Красное сердечко карточной масти впервые появилось на автопортрете художника Виктора Уфимцева - одного из организаторов омского объединения «Червонная тройка». В эпатажном названии - указания на цвет революционной эпохи, связь со столичным объединением «Бубновый валет» и число организаторов группы. Ник Мамонтов, Вик Уфимцев и Борис Шабль. Их натюрмортам, портретам, пейзажам и жанровым сценам местная критика тогда вынесла вердикт: «художественный шантаж», «грубость» и «антихудожественность». А эпатажный Антон Сорокин, которому Бурлюк лично выдал удостоверение в гениальности, бережно собирал тогда «политически неверные» творения омских «червоннотройцев».

«Надо отдать должное нашим предшественникам, которые сложили работы в папки картонные и скрыли в так называемом "холодном" фонде под досками пола. В 1970-е годы при строительстве нового здания мы обнаружили эти папки. Они были, конечно, в плачевном состоянии. Работы требовали реставрации», – говорит заместитель директора Омского историко-краеведческого музея Татьяна Назарцева.

Четверть века реставрации ждал пейзаж Ильи Машкова «Крым. Судак». Полотно поступило в омский музей с сильными осыпями и после непрофессиональной дублировки. Пейзаж, до недавнего времени считавшийся утраченным, зритель увидит впервые. Своеобразным подарком к 100-летнему юбилею российского авангарда станет и каталог «Омские озорники».

«Это первая подобная публикация подобного рода, подобного масштаба и объема по художественной культуре Омска начала XX столетия», – подчеркивает заместитель директора Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Фарида Буреева.

Сотрудники Историко-краеведческого и Врубелевского музеев не теряют надежды представить коллекцию омского авангарда в рамках совместного общероссийского проекта. Ведь эхо «бубнововалетцев» в начале прошлого века прогремело по всей стране.