18.12.2010 | 22:03

"Ночь перед Рождеством" для капеллы Валерия Полянского

У оперы Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» сложилась сложная судьба. Партию царицы в придворных кругах восприняли как намек на Екатерину Вторую и заставили композитора заменить ее князем Потемкиным. Римский-Корсаков не пришел на премьеру в знак протеста. После восьмого представления оперу сняли. Злоключения, можно сказать, продолжаются и сегодня – исполнители слишком редко берутся за «Ночь перед Рождеством». Поэтому публика оценила выбор Государственной симфонической капеллы России и ее художественного руководителя Валерия Полянского. Коллектив представил сегодня концертную версию этой «были-колядки» – так сам Римский-Корсаков определил жанр произведения. Рассказывают «Новости культуры».

Вместо декораций – огромная видеопроекция – мультфильм по сюжету Гоголя. Несмотря на то, что это всего лишь концертная версия оперы, грим каждого солиста продуман. Для создания достоверного образа исполнители не боятся даже перемазать в саже лицо. Костюмы тоже подобраны.

«Кино, мультфильм, они Солоху представляют так: на голове платок или рожки», – замечает солистка Государственной академической симфонической капеллы России Людмила Кузнецова.

Рядом с привычными ударными инструментами можно увидеть ухваты, сковородки и половники – их шум прописан в партитуре. Валерий Полянский вместе с капеллой России подготовили оперу Римского-Корсакова, что называется, без купюр. Играть на половнике и сковороде оказалось легче, чем достать необходимую для оперы кухонную утварь.

«Трудно найти чугунную сковороду – у всех тефлоновая, а это чугунная. Настоящие сковородки, красивые», – поясняет Валерий Полянский.

После выхода в свет гоголевского сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1832 году многие композиторы пытались написать оперу. Объявили даже конкурс. Среди участников был и Чайковский.

«Когда Римский-Корсаков узнал, что Чайковский пишет "Черевички", он посчитал неэтичным писать оперу на этот же сюжет. Только после смерти Чайковского Римский-Корсаков написал другую сказку», – продолжает Полянский.

«Ночь перед Рождеством» на современной сцене – настоящий раритет. От исполнения опер Римского Корсакова и театры, и оркестры уклоняются, как недобросовестные плательщики от налогов. И причина вряд ли кроется в страхе перед мистикой.

«Надо работать, учить, а это трудно», – добавляет художественный руководитель капеллы.

Эта опера в репертуаре Симфонической капеллы России появилась в 2007 году. Коллектив исполнил ее лишь однажды – в Большом зале консерватории. Теперь к партитуре вернулись, и это вновь единственный концерт. Когда для капеллы наступит следующая «Ночь перед Рождеством», неизвестно.