18.12.2010 | 22:11

"Вечер абсурда" от Сергея Юрского

В афише Театра имени Моссовета появилась новая строка: «Вечер абсурда № 3, Полонез». Пьеса Игоря Вацетиса. Режиссер постановщик – Сергей Юрский. Это не первая пьеса загадочного, по определению самого Юрского, автора. На моссоветовской сцене идет его «Предбанник», а в театре «Школа современной пьесы» – «Провокация». У Сергея Юрского уже большой опыт работы с театром абсурда. Выработан особый метод «плаванья» в среде, в которой смешались абсурд, комедия, фантасмагория. Рассказывают «Новости культуры».

Двойник Сергея Юрского – драматург Игорь Вацетис – уже давно живет собственной жизнью. Недавно он написал новую пьесу. Жанр определил как «реалистичная фантасмагория». 

«Реалистичная фантасмагория написана с целью привлечь внимание публики. А когда придут, уже деваться некуда, потому что здесь помещение замкнутое», – замечает Юрский.

Он разбирался в своей же пьесе с завидной усидчивостью. Для эпиграфа нашел описание русского полонеза в записках иностранца XIX века. В них автор сравнивает полонез чуть ли не с маршем стройными рядами.

«Один раз посмотреть этот танец, может быть, занятно. Но для людей, обязанных всю жизнь так танцевать, бал должен превращаться в наказание», – уверен постановщик.

Сцена обрамлена рамой. Зрителям предлагают четыре абсурдисткие картины.

«В этой пьесе мы смотрим на сегодняшние вещи с четырех точек зрения. Привычное течение нарушено, но рассматриваем мы сегодняшние, волнующие нас вещи», – поясняет Сергей Юрский.

Разные точки зрения, разные ракурсы позволяют открыть смыслы, которые прячутся за абсурдной формой. Например, причина внезапной ненависти между едва знакомыми людьми оказывается до смешного простой. Все зависит от того, в каком направлении крутятся полушария мозга обоих.

Если смотреть на мир, с точки зрения того, что «все случайное закономерно», как это происходит во второй картине спектакля, то любой нечаянный шаг становится осмысленным действием, реализацией скрытых желаний. Один из героев мечтает иметь перцовый баллончик в целях самообороны, а когда получает его в подарок от мнимого друга, как будто случайно распрыскивает жидкость тому в лицо.

Любой порядок развития событий обретает новый смысл, если обратить время вспять и пустить действие от финала к началу. Как в третьей картине «Трое в пальто».

«Сказать текст наоборот в течение двадцати минут – я не знаю, кто из актеров пошел бы на этот эксперимент. А с молодыми можно договориться», – заверяет Юрский. Он уверен: новое поколение актеров точно знает, что такое абсурд. Среда располагает.

«Мы должны были, во-первых, друг другу рассказать, что мы умеем. Потому что молодые умеют свое, а я умею свое», – добавляет постановщик.

«У нас есть энергия, ее много, он нам необходим опыт и какое-то другое звучание», – полагает актриса Анна Гарнова.

Главную роль в четвертой картине «Полонез» Юрский сыграл сам. Старик-философ притворяется сумасшедшим, чтобы не стать частью абсурда и смотреть на мир глазами нормального человека. Остальные как будто надели маски, и уже сами себя не узнают. В итоге игры, в которые играют люди, оказываются не менее абсурдными, чем люди, которые играют в игры.

Читайте также:
Сергей Юрский представит новый спектакль "Вечер абсурда №3"