20.12.2010 | 11:19

Андрей Рублев. Подвиг иконописания

Его имя для всего мира стало синонимом грандиозного и загадочного феномена древнерусского искусства. «Андрей Рублев. Подвиг иконописания», - так называется выставка, которая открывается сегодня в Государственной Третьяковской галерее. Проект, в подготовке которого приняли участие ведущие музеи России, приурочен к 650-летию со дня предполагаемого рождения великого иконописца. Но условность даты не мешает ощутить гений мастера. В масштабной экспозиции впервые собраны воедино иконы, иллюстрированные рукописные книги и фрагменты фресок, обнаруженные во время недавних археологических исследований. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Сенсация выставки – фрагменты каменных блоков, найденные при археологических работах в Благовещенском соборе Кремля. Предполагают, росписи на них созданы после 1416 года с участием Андрея Рублева.

«Понятие духа божия, двигающего кончиком кисти, оно и в звенигородских, и в других шедеврах – поразительно, – говорит директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Геннадий Попов. – Мы можем ощутить достоинство мастера не в огромной конструкции, а вот именно – игра кисти».

Имя Андрея Рублева обросло легендами, а в ХХ веке – научными гипотезами. После того, как в 1904 году реставраторы расчистили «Троицу», а в 1918 были обнаружены иконы Звенигородского чина и фрески Успенского собора во Владимире. До сих пор эксперты считают эти три памятника принадлежащими кисти Рублева. Правда, признают, их не лучшую сохранность.

«Надо разделять те предметы, которые хранятся в музеях и те, которые находятся в храмах, - говорит куратор выставки Наталья Шередега. – Вся наша и научная общественность и люди, заинтересованные в сохранении отечественного наследия, обеспокоены будущим фресок Успенского собора во Владимире равно как и тех фрагментов, которые связаны со Звенигородом».

Чтобы показать все девять частей Васильевского чина – обычно в экспозиции представлены лишь пять – в Третьяковке переоборудовали один из залов. Для экспонирования столь массивных и хрупких одновременно памятников XV века потребовалось соблюдение четких климатических условий.

«Когда мы говорим об экспонировании древних памятников, таких, как древние иконы, здесь очень важно такое понятие, как движение воздуха. На иконы, которые экспонируются на стенах, минимальное осуществляется движение воздуха. А основной поток идет в центр зала: туда, где будет находиться публика», - рассказывает главный хранитель ГТГ Татьяна Городкова.

Иконы Васильевского чина во Владимире, Звенигородский чин и «Троица» - такой точный срез рублевского творчества в одном пространстве еще 50 лет, когда праздновали 600-летие художника, казался невообразимым. Возможны ли сегодня новые находки, связанные с кистью Рублева?

«У нас есть один комплекс, который очень хочется чистить, но очень опасно: чистить-то что? А сохранить потом как? Это иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры около 1425 года Даниил, Андрей Рублев и другие мастера. Очень хочется при жизни увидеть хоть одним глазком не только крошечные пробы, которые сделал институт реставраторов, но и что-то еще», - говорит Геннадий Попов

«Евангелие» Хитрово и еще некая икона, хранящаяся в Париже, предположительно могут иметь отношение к кисти великого Рублева. Но пока это только гипотезы. Над которыми продолжают биться ученые.