20.12.2010 | 11:37

Мария Александрова станцевала Петрушку в балете Стравинского

Балерина Мария Александрова признается: «От меня всегда требовали больше, чем от других, и мне приходилось отстаивать право на каждую свою партию». И даже творческий вечер примы Большого, прошедший на сцене Государственного Кремлевского дворца, стал своего рода «экзаменом». Его программу составили три шедевра дягилевских «Русских сезонов» - «Жар-птица», «Болеро», «Петрушка», воссозданные Андрисом Лиепой и особенно любимые танцовщицей за их «невероятную женственность». При этом впервые в истории балета Мария Александрова рискнула исполнить в «Петрушке» главную - мужскую партию. Рассказывают «Новости культуры»

За эти несколько минут до выхода на сцену Александрова вокруг, не замечает никого – это, действительно, самый трудный вечер в ее жизни, три спектакля, почти 2 часа, и главное – уже брошен вызов. Вот-вот и среди этого балагана, гуляний, медведей и ярмарки а-ля рус появится кукла, тряпичная, с душой человеческой.

В «Петрушке» есть и женская партия – самой балерины, она у солистки кремлевского балета Александры Тимофеевой, сложная – по пластике, пластмассовые ноги, как деревянные руки.

«Эта передача характера, выворотные ноги, завернутые ноги у Петрушки, эта передача душевного состояния, то есть эта пластика она прямо конкретно передает душевное состояние Петрушки, балерина вся на прямых ногах, ничего не понимает, глупенькая бегает, не сгибается ни тело, ни руки, ничего как будто не чувствует», - говорит Александра Тимофеева солистка театра «Кремлевский балет »

Поставленный в начале ХХ века, специально для Вацлава Нижинского, «Петрушка» наполнен подтекстами. Когда-то в нем, конечно же, видели не просто фокусника - манипулятора Дягилева, и его словно марионеток - артистов. Петрушку танцевали Нуреев, Барышников, Андрис Лиепа, многие знаменитые танцовщики.

«Маша совершенно фантастическая актриса и ей удалось взять что-то у всех и сделать что-то свое. Такой куклы Петрушки не было ни у кого, кукла она все-таки женского рода, поэтому мы решили, что это абсолютно адекватно, если мы куклу сделаем адекватной Машиному восприятию этой роли, я надеюсь, что это будет большой успех», - говорит Андрис Лиепа.

Про творческий вечер Марии Александровой уже сказали – сенсация, впервые за всю историю балета – Петрушка – женщина, но пол, для нее, говорит, не имеет значения. Для Александровой – эта партия, так непохожая ни на какие другие – о существе вообще бесполом, просто у него одежда – мужская.

«Я много перетанцевала разных ролей, императриц и принцесс. Были у меня и партии, где я переодевалась из девочки в мальчика, много всего я пробовала, но могу сказать, что Петрушка единственная партия, которая говорит об актере, как об отдельно взятом человеке, что такое актерская жизнь – это Петрушка», - говорит Мария Александрова.

За два часа она проживет три жизни. Под колпаком Петрушки – классическая прическа, скоро из куклы превратится в жар-птицу, потом наконец-то станет женщиной - в балете «Болеро».