20.12.2010 | 12:44

Печать. 20 декабря 2010

«Концептуальное рождество» в Большом и «особенности национальной культуры». Дайджест самых интересных тем отечественной печати в обзоре «Новостей культуры».

 

 

***
Большой верен своей «декабрьской традиции» – утверждает «Коммерсант-Weekend». Главный театр страны вот уже который год одну из своих премьер выдает аккурат под католическое Рождество. Причем это отнюдь не детские сказки – а работы концептуальные, принципиальные для театра. На сей раз Большой, впервые в своей истории, взялся за Уильяма Форсайта, самого радикального из живых классиков хореографии. Причем выбрал для дебюта менее известную работу раннего Форсайта – балет «Herman Schmerman» на электронную музыку Тома Виллемса. Сам хореограф заявляет, что в этом его балете «смысла нет», а название он просто позаимствовал в одной пародийной комедии. «Просто танцуют пять талантливых артистов – это ж хорошо, не так ли?» — отвечал автор на приставания критиков и был прав. Балет имел огромный успех. Еще одна премьера – «Рубины» Джорджа Баланчина. И эксперты сходятся во мнении, что Баланчин и Форсайт состоят в неком «генетическом родстве». Кстати, «Рубины» на музыку Стравинского признаны одним из самых американизированных баланчиновских балетов – чуть ли не бродвейским шоу. Усвоят ли москвичи пикантный стиль этого непростого спектакля - выяснится совсем скоро.

***
Знаменитый маэстро Юрий Темирканов вернулся из Лондона в Санкт-Петербург, чтобы вместе с симфоническим филармоническим оркестром открыть ХI Международный фестиваль «Площадь Искусств», который когда-то он сам и придумал. Для журналистов данное событие, давно ставшее брендовым для северной столицы, едва ли не единственная возможность пообщаться с маэстро. Корреспонденту «Российской газеты» можно сказать повезло. Интервью с Юрием Темиркановым читайте сегодня в этом издании


***
«Известия» рассуждают о значении слова культура. Это слово, по мнению газеты, имеет два основных значения. Первое называет высшие проявления человеческого духа, отраженные в произведениях искусства, а также учреждения, сохраняющие и пропагандирующие эти достижения. Однако когда мы называем какого-нибудь человека культурным, это обычно означает не только то, что он читал Пушкина и Толстого, посещает выставки и может поддержать разговор о театральных премьерах. Человек культурный не плюет на улице, не отталкивает тех, кто стоит на его пути, предупредителен к женщинам, если он мужчина. Культура - это определенные правила поведения, принятые в обществе. А любое изменение культурных стереотипов поведения - дело очень медленное. Особенно - в лучшую сторону. Чтобы они шли в нужном направлении, должна работать не только культура в первом значении. Но и государственный закон, и церковная проповедь, и школьный урок, и телевизионная передача. Но самое главное - это личный пример известных членов общества, от видных деятелей культуры до высших госчиновников.