Статьи

09.11.2016 | 12:10

"Потерянный мир". Премьера авторского фильма Валерия Тимощенко

14 ноября в 22:45 в эфире телеканала «Россия К» состоится премьера авторского фильма Валерия Тимощенко «Потерянный мир», ставшего победителем фестиваля «Вся Россия - 2016». Картина рассказывает о творчестве одного из первых отечественных кинодокументалистов Николая Минервина. Впервые использован уникальный фото- и киноархив мастера, снятый в Кисловодске, горах Северного Кавказа, Краснодаре.

В самом начале ХХ века монах-имяславец напророчил молодому провинциалу Николаю Минервину, повсюду таскавшему за собой кинокамеру: «Весь этот мир – иллюзия, мимолетность, а ты создаешь иллюзию иллюзии, более того, видишь в этом свое предназначение – будь осторожен, все может пойти прахом, растаять, как дым». Монах оказался прав и не прав одновременно. Ведь даже знатокам кино имя Николая Минервина сегодня ничего не говорит. Но, с другой стороны, все кинематографисты мира до сих пор пользуются его открытиями, не зная, что первым сделал именно он. И не все растаяло, как дым.

Авторам документального фильма «Потерянный мир» (14 ноября, 22:45) с большим трудом удалось собрать бесценные пленки, и потерянный мир ожил на экране. Это воистину сенсационные кадры, публикуемые впервые. Ведь столичные кинематографисты в 1908 году ничего подобного не снимали – ни просвещенный кинопромышленник Ханжонков, ни охотник за знаменитостями репортер Дранков. Они снимали торжественные выходы императора Николая Александровича, парады, или Льва Толстого в кресле-качалке. Минервин уже в 1908 году шел по Кавказу со своей деревянной камерой, совершая одно кинематографическое открытие за другим. Он подарил потомкам возможность увидеть редкие кадры повседневной жизни юга России столетней давности. Там на водах отдыхали люди со всей тогдашней России. В начале лета 1908 года он снимает переход ставропольских гимназистов и екатеринодарских реалистов через Кавказский хребет. Затем – экспедицию таких же, как он, студентов на Эльбрус. Далее – последствия снежной бури зимой 1910 - 1911 года в Екатеринодаре. Минервин снимал провинциальную Россию со своим ландшафтом и климатом, постоянно колесил по российскому югу, благо заказчиков хватало. Он видел, как бурно строилась Россия – заводы, железные дороги, порты. В 1911 году он снимает уникальные даже по современным меркам инженерные операции на строительстве Туапсинского порта. Но осталась на пленке и поездка Минервина в Италию на Международную выставку искусств в Риме, где он получил первую в истории кинематографическую награду России.

«Потерянный мир» – это в первую очередь призыв зрителя взглянуть на ускользающий мир глазами Николая Минервина, длинными планами вглядываясь в людей. Он снимает не события, а человека, эту волшебную, вечно ускользающую повседневность, подлинную, реальную Россию тех дней. Минервин просто снимает соотечественников – юных и старых, богатых и бедных. Поразительно, но они ведут себя абсолютно естественно, искренне, хотя понимают, что их сейчас снимают и часто приветствуют камеру и оператора, снимают шляпы. На кадрах Минервина люди выглядели естественнее обычного – это его талант, особый дар сочувственного внимания к жизни, благодаря которому жизнь подлинная, простая, самая неуловимая открывалась ему. Восьмой, девятый, десятый, одиннадцатый годы ХХ века – еще немного и все это закрутится в страшном разрушительном вихре. Кто-то погибнет на кавказском фронте Первой мировой, кто-то станет революционером, кто-то не переживет середины 1930-х. Но в момент этой съемки ничто не предвещает грядущей катастрофы, в их глазах и душах мир, который был нами потерян, и, похоже, увы, не найден до сих пор – потерянный мир.

Пресс-служба телеканала "Россия К"