21.12.2010 | 13:31

Выставка "Сотканный мир египетских христиан"

В массовом сознании «искусство Египта» сводится к пирамидам. Однако не эпоху фараонов, а Египет времен поздней античности искусствоведы сравнивают с возрожденческой Италией – по уровню художественных достижений. Убедиться в этом можно на выставке «Сотканный мир египетских христиан»,  - в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Уникальные образцы коптского текстиля 3—12 веков в коллекцию музея поступили в 1946-м – из собраний Берлина и Лейпцига. А найдены были в конце XIX века, когда Европа начала открывать для себя загадочных коптов, чья церковь, по преданию, была основана самим евангелистом Марком. Рассказывают «Новости культуры».

 

Коптский текстиль – это почти энциклопедия мотивов, образов и орнаментов с третьего по двенадцатый век. Большинство тканей находили в погребениях. Одежда, покрывала, ковры из шерсти и льна хорошо сохранились благодаря сухому климату и песку. Первых собирателей особенно привлекали орнаментальные вставки. Фрагменты вырезали, чтобы продать по отдельности и подороже. В таком виде они и попадали в музейные коллекции. Чтобы выяснить, какой кусок ткани был раньше туникой, какой подушкой или ковром - 7 лет изучали и реставрировали.

«Мне очень интересно, как они имитируют дорогие вещи. Пурпур. Он очень дорогой. А они имитируют, порой, сочетая синенькое и красненькое волокно. В результате они получают то, что хотят. Пурпур. Но затраты совершенно другие», - говорит научный сотрудник РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева Ольга Орфинская.

Среди ранних изображений - герои греко-римской мифологии. Христиане воспринимали эти сюжеты в качестве прообразов новозаветной истории. Культ бога Диониса-спасителя и гаранта плодородия уподоблялся Христу. «Вот Дионис в ветвях виноградной лозы. Символ Диониса, как и символ Христа, виноградная лоза. Это в Новом Завете так сказано», - отмечает куратор выставки Ольга Лечицкая.

На многих тканях - тема борьбы и охоты. Битва героя с врагом или с диким зверем воспринималась как аллегория борьбы добра со злом. Часто можно увидеть женские персонажи. Погребальный портрет знатной дамы. Высокий статус подтверждает зеленая головная повязка и богато украшенная рама. Среди признанных шедевров есть и весьма посредственные в технологическом плане экземпляры. К примеру, туника куклы. Предполагают, что вязал ребенок. В одном сантиметре ткани специалисты насчитали четыре ошибки. Впрочем, ценность экспоната это нисколько не умаляет.

«Некоторые исследователи считают, что это кукла-игрушка. Действительно находили в детских захоронениях и даже в руке ребенка. Но это не исключает, что кукла могла быть и амулетом», - добавляет Ольга Лечицкая.

Охранительное значение - самое распространенное в орнаментах. К примеру, рисунок в виде двух пересекающихся квадратов означал гармонично устроенный космос, символ судного дня и вечной жизни. Оберегал от злых сил. Многие значения рисунков до сих пор являются предметом споров. Но в одном исследователи сходятся - коптский текстиль - такой многообразный в красках и формах - излучает необъяснимую радость, свойственную мудрым и счастливым людям.