22.12.2010 | 10:16

Премьера балета Уильяма Форсайта в Большом театре

Большой театр сегодня представит премьеру. Впервые там поставили балет американского хореографа Уильяма Форсайта - самого радикального неоклассика современности. Мэтр направил телеграмму в театр, в которой выразил благодарность артистам за тяжелую работу и пожелал им "восхитительного музыкального и приносящего удовольствие спектакля". Спектакль называется "Herman Shmerman" ("Херман-Шмерман"), что на русский можно перевести как "Ширли-мырли" или "Каля-маля".

Как признается сам Форсайт, фразу "Herman Shmerman" он впервые услышал в фильме Стива Мартина "Мертвецы не носят клетчатое". "Я думаю, что это сочетание ничего не значит", - говорит хореограф. Относительно своего балета поясняет: "Это веселые танцевальные фрагменты. Просто пять талантливых танцовщиков вокруг - это прекрасно! Не так ли?". Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов объявляя планы на нынешний сезон, назвал постановку балета Форсайта "в чем-то провокационной" и даже предположил, что "Херман-Шмерман" может шокировать привыкшего к классике зрителя.

Перед генеральной репетицией состоялась пресс-конференция Ноа Гелбера - ассистента Форсайта.  "У меня уже есть некоторый опыт работы с российскими артистами - я поставил два балета Форсайта в Мариинке", - напомнил Ноа Гелбер. И с улыбкой добавил: "Танцовщикам Большого я тоже объяснял, как нужно двигать локтями, руками, ногами. Мне кажется, они меня поняли". Это заявление мастера легко подтвердили участники спектакля. "Главное - привлечь зрителя экстраординарными возможностями своего тела", - высказала общее мнение балерина Анна Окунева, пожалев лишь о том, что Форсайт в Большом появился с огромным опозданием. Ведь "Херман-Шмерман" увидел свет рампы еще в 1992 году.

Чтобы сразу не испугать публику непривычной эстетикой бессюжетного Форсайта, вечер одноактных балетов, в программу которого включен "Херман-Шмерман", решили начать с "Серенады" Джорджа Баланчина на музыку Чайковского. Она значится в репертуаре Большого с 2007 года, но идет крайне редко.  "Многие считают, будто этот балет имеет тайный сюжет. Это не так. В нем танцовщики просто движутся под прекрасную музыку. Единственный сюжет балета - музыка серенады, если угодно - это танец при Луне", - писал Баланчин в своей книге "Сто один рассказ о большом балете".

Второй акт вечера одноактных балетов отдан "Херману-Шмерману".  А завершает вечер премьера балета Баланчина "Рубины", сочиненного на музыку Игоря Стравинского. Это всего лишь одна часть из трехактного спектакля "Драгоценности", в котором есть еще "Изумруды" и "Бриллианты". Пока в Большом выбрали самый эффектный фрагмент из блистательного хореографического полотна. Однако, предполагается, что после открытия исторической сцены в октябре 2011 года, в Большом поставят все "Драгоценности" Баланчина.

Вечера одноактных балетов Форсайта и Баланчина состоятся 22, 23, 25 и 26 декабря.