27.10.2016 | 10:53

Хор "Кларион" исполнил "Страстную седмицу" Максимилиана Штейнберга в Москве

В соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии прозвучала русская духовная музыка. «Страстная седмица» Максимилиана Штейнберга – произведение, долгие годы считавшееся утраченным. Возвращение этого сочинения к жизни - заслуга американского хора «Кларион». Премьеру «Седмицы» в Нью-Йорке критики сравнили с «потрясением». И вот наконец – исполнение в Москве. Подробности у Анны Галинской.  

За день до этого в Петербурге, теперь – в Москве, в крупнейшем католическом соборе России – «Страстная седмица» Максимилиана Штейнберга, хоть и с опозданием почти в сто лет, но в России все-таки зазвучала. Не премьерой, а возвращением домой это исполнение называет Стивен Фокс – тот, кто озвучил найденную партитуру.

«Нужны профессиональные певцы для этого произведения. Очень красивая, насыщенная музыка, немного похожа на духовные сочинения Рахманинова, но современнее», - отмечает дирижер и худрук хора «Кларион» Стивен Фокс.

У этого сочинения длинная, почти детективная история. Написанное в 20-х годах прошлого века, запрещенное в коммунистической стране, ни разу не исполненное в России, оно сохранилось у Шостаковича – любимого ученика Штейнберга. Шостакович нашел возможность передать партитуру жившему в Штатах дирижеру Игорю Букетову.

«Мой отец постоянно говорил о "Страстной седмице". Он искал хор, который мог бы исполнить эту музыку, а рукопись он получил в 1957 году, на званом вечере в Филадельфии. Мы предполагаем, что Шостакович передал партитуру тайно», - рассказывает дочь Игоря Букетова Барбара Мук (США).

Хор, который мог бы исполнить эту музыку, в итоге нашла Барбара Мук, уже после смерти отца. «Кларион», известный хористами, одинаково хорошо солирующими и поющими в ансамбле, премьеру представил в прошлом сезоне в Нью-Йорке. В Москве программу выступления немного дополнили.

«Вместе со Стивеном у нас было принято решение, что если мы находимся в кафедральном соборе Москвы, где неизменный и главный атрибут – орган, то мы включим его в нашу программу», - говорит главная органистка кафедрального собора Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии Марина Омельченко.

Собор Непорочного зачатия Девы Марии давно известен не только как храм, но и как центр культурной жизни. Концерты духовной музыки проходят постоянно, и среди них – события, имеющие особое значение для исторического наследия страны.

Новости культуры