22.12.2010 | 12:03

"Башня Дефанс" - постановка Марселя Ди Фонзо Бо

Официально Год перекрестного обмена России и Франции уже завершен, но некоторые процессы, которые он запустил, еще идут. В Московском художественном театре 21 декабря показали последний из пяти спектаклей, поставленных в рамках проекта под названием «Французский театр. Впервые на русском». Пьесу французского драматурга Копи «Башня Дефанс» поставил на молодых артистов французский режиссер Марсель Ди Фонзо Бо. Спектакль, наравне с четырьмя другими постановками этого проекта, претендует на постоянное место в репертуаре МХТ имени Чехова. Рассказывают «Новости культуры».

 

Каждый год, 31 декабря, - у французов все иначе. «Башня Дефанс», что наша «Ирония судьбы», - продукт второй половины семидесятых: Новый год в одной из квартир «многоэтажки». Только песен на стихи Беллы Ахмадуллиной здесь не поют, поют «I’ve got a fever»; да и герои, что Марк Альмонд и Леди Гага, - не советских семидесятых типажи - парижские «тусовщики», маргиналы и перверты, - все, как один, роскошный материал из амплуа «травести». Девочки здесь играют мальчиков, мальчики - девочек. Так Сергею Медведеву выдался уникальный шанс произнести классический монолог Нины Заречной из пьесы «Чайка».

«Мне льстит, что это происходит в стенах МХТ и, главное, что это не стеб, с серьезным подтекстом идет», - признается он. Это и, правда, не стеб. Драматург Копи обожал Чехова. По тексту «Башня Дефанс» рассыпаны осознанные отсылки к русскому классику: и диалоги непонимания, и чехарда, когда каждый любит не того, кто любит его, и птица подстреленная имеется. Чем не пропуск в театр, занавес которого украшает чайка? Но, кроме того, Копи – конечно, человек одного из самых свободных и беспокойных европейских десятилетий, и очень актуальный автор, и очень умелый драматург: многослойный сюжет, - каждый поворот крут. «Step by step, здесь вещи раскрываются постепенно», - отмечает актриса Ольга Воронина.

Всю эту сюжетную и смысловую многослойность актеры осваивали в сжатые сроки. Всего десять репетиций. То, что в итоге получился совершенно полноценный спектакль, – настоящее чудо. Но режиссер удивлен даже не тем, что спектакль есть, а тем, каким он получился. «Я ставил "Башню Дефанс" в Париж - там главным была "кинематографичность" пьесы. Ставил в Барселоне – получился почти пластический, мускулистый такой спектакль. В Москве – совсем другое: неожиданно для меня вышло очень жестко, очень энергично. Актеры просто взрывоопасные. Степень ярости, насилия, распада - через край», - отмечает Марсель Ди Фонзо Бо.

Копи - автор очень сценичный, на русской сцене - впервые. «Во Франции русская драматургия очень ценится, не знаю взаимно ли это? Но Лагарс, Дюрас, Жене, Копи, все авторы, чьи пьесы переведены и поставлены в рамках этого проекта, - великие драматурги XX века. Иметь их пьесы в репертуаре - никогда не помешает, - уверен Марсель Ди Фонзо Бо.

Именно эту цель и преследовал проект «Французский театр. Впервые на русском». «Вот это и есть то, ради чего стоит проводить всякие там годы Франции. Нечто материальное», - говорит организатор проекта «Французский театр. Впервые на русском» Кирилл Серебренников.

«Организаторы проекта ускоренным образом сработали за много разных институций: благодаря их инициативе переведены и поставлены пять высококлассных, сложных и актуальных пьес; русские актеры получили прекрасные роли и испробовали на себе, как работают французские режиссеры. Французские режиссеры поняли, как работает русский театр, и что, в конце концов, такое актер, воспитанный в системе Станиславского. Сейчас даже странно вспоминать, как все начиналось.

Первым приехал Давид Бобе с драматургом Шено, обнаружил, что все и все в Московском художественном очень даже работают и выпустил со студентами Школы-студии МХАТ спектакль «Феи». Это была высокая планка. Дальше стремление к совершенству у французских режиссеров только набирало обороты. Актеры соответствовали: прекрасные работы Ренаты Литвиновой и Ксении Глинки в спектакле по пьесе Дюрас «Шага», удивительный ансамбль в спектакле по пьесе Жене «Отель Сплендид» и, наконец, настоящий фейерверк - в «Башне Дефанс». Кажется, руководству МХТ будет нелегко выбрать, кого же из этих пяти оставить в репертуаре.

Все материалы темы: "Год России и Франции - 2010">>>