21.08.2012 | 19:37

Наталья Дудинская. Балерина петербургского стиля

Ее называли «королевой быстрых темпов». Когда она выходила на сцену, возможности хореографии казались почти безграничными. Исполнилось 100 лет со дня рождения балерины Натальи Дудинской. Народная артистка СССР, блестящая солистка, она была и мастером дуэта. Дудинская воплотила свое умение слышать и чувствовать партнера не только на сцене. Со своим мужем, блистательным танцовщиком Константином Сергеевым, они вошли в историю русского балета как один из лучших дуэтов. Рассказывают «Новости культуры».

«Вся моя творческая жизнь посвящена верному служению высоким традициям русского балета» – эти слова Натальи Дудинской, которые стали эпиграфом к посвященной ей выставке в Академии имени Вагановой, подтверждает каждое мгновение ее долгой творческой жизни. Ради того, чтобы учиться у знаменитой Вагановой, они с матерью покинули Харьков и переехали в Петербург. Потом были долгие годы изнурительных занятий с целью довести технику до совершенства. 

В Ленинградский театр имени Кирова Наталья Дудинская пришла сразу после выпускного и ни разу не изменила этой сцене. В первый же сезон ей поручили ведущие партии. «Спящая красавица», «Жизель», «Лебединое озеро» – Дудинская станцевала, кажется, всю балетную классику.

«У нее были потрясающие огненные вращения, которые никто не повторил до сих пор. Она еще была элегантна и академична, она была балерина петербургского стиля. Я бы ее сравнила с Матильдой Кшесинской», – говорит балетный критик Ольга Розанова.

Выйти на одну сцену с Дудинской посчастливилось и самой Ольге Розановой, когда она в 1958 году вместе с другими юными ученицами Вагановки участвовала в балете «Тропою грома». За полвека Наталья Дудинская воспитала несколько поколений балетных артистов. Не только виртуозная исполнительница, но еще и талантливый педагог.

Наталья Дудинская стала примером невероятного творческого долголетия. В 54 года она исполнила партию злой феи Карабос в «Спящей красавице». В 91 она все еще преподавала.

«Я не помню, чтобы она когда-нибудь жаловалась. Потому что людям в возрасте допустимо сказать, что я сегодня не приду, я себя плохо чувствую. Она и когда молодая была, вообще не знала, что такое болеть, своим ученицам не разрешала болеть. То есть, если Наталья Михайловна не танцевала, значит было действительно что-то такое невозможное», – заверяет художественный руководитель Академии русского балета имени А.Я. Вагановой Алтынай Асылмуратова.

В 2003 году вместе с ней ушла целая эпоха. Но для тех, кто живет балетом, она и сейчас идеальная танцовщица. И пример для подражания для тех, кто только готовится сделать первые шаги в балете.

Читайте также:
Наталья Дудинская. Настоящее имя Золушки