23.12.2010 | 12:03

"Бриллианты" и другие "драгоценности". Ретроспектива творчества Рустама Хамдамова

Экспозиция, которая открывается сегодня в галерее на Солянке, может стать одним из самых драгоценных событий в арт-расписании московского декабря. «Бриллианты» Рустама Хамдамова – это все грани таланта режиссера-художника. Впрочем, главный экспонат – новый фильм Хамдамова «Бриллианты», в честь которого и названа выставка – присутствует косвенно. Но это лишь обостряет ощущение загадочности, присущей ньюсмейкеру. Рассказывают «Новости культуры».

Сам он свои выставки не открывает. Рустам Хамдамов, - создает эфемерное, окружен мифами, публичности не любит. Любые свидетельства его существования – случайная радость и большая редкость.

«Больше всего Хамдамов напоминает мне рассказ Хармса о рыжем человеке, у которого и волос-то не было, поэтому рыжим его считали условно. Вот так и Хамдамов. Можно вот так подуть, и окажется, что все это было прекрасным сном», - говорит директор галереи на Солянке Федор Павлов-Андреевич

Фильмография Хамдамова – печальная повесть о бескомпромиссном и неформатном художнике в век госфинансирования и кинопродюсирования. «Нечаянные радости», «Анн Карамазофф», - кто может похвастаться, что видел эти фильмы? Чуть больше тех, кто знает, что они прекрасны, но им не повезло. Именно для этих фанатов и предназначена выставка в Галерее на Солянке.
«Вот ведь парадокс: Хамдамов в России – абсолютно культовый персонаж, но культовый у специальной аудитории», - продолжает Павлов-Андреевич. Многие не до конца понимают его фильмы, поэтому нельзя сказать, что фильмы являются объектом культа.
Скорее, это стиль, который умеет создавать Рустам Хамдамов. Представление о нем дают акварельные «принчипессы» и киночаровницы: Елена Соловей, Рената Литвинова, балерина Диана Вишнева, - звезда фильма «Бриллианты».

В Галерее на Солянке сам фильм не показывают - потому что, правила продюсирования, увы, никто ради Хамдамова менять не собирается, а российская премьера «Бриллиантов» ожидается только летом. Зато показывают фильм о фильме, снятый Николаем Хомерики. Режиссер там все время в тени балерин прячется, но трагические тени у них под глазами – его рук дело, и эта дымка, и прочее волшебство.

«Не обязательно изображать тот мир, который нас окружает. Есть же совсем иной мир - мир сказки, мир зазеркалья. Вот это мир Хамдамова», - говорит Паола Волкова, которая слывет экспертом по Хамдамову: когда-то преподавала ему историю искусств, теперь пытается определить в этой истории его место. Кажется, без образования в области визуальных искусств не понять, что же такое Рустам Хамдамов – рисующий режиссер, снимающий художник или автор самодостаточного жанра. Может быть, он нам вместо Мэтью Барни? Может быть, это такое искусство, которому не в кинотеатрах место, а в галереях?

Недаром фильм «Бриллианты» еще до окончания монтажа приняли в программу «Горизонты» Венецианского кинофестиваля. Ведь программа эта посвящалась взаимопроникновению кино и современного искусства. Двадцатиминутный немой фильм Хамдамова там выглядел уместно. Что касается дальнейшей его судьбы: чтобы запустить в прокат двадцать минут, надо снять еще сорок. Говорят, «Бриллианты» часть трилогии – дальше будут «Рубины», затем, как в балете Баланчина «Драгоценности», последуют, наверное, «Изумруды». Но то продюсеры говорят.