23.12.2010 | 13:21

История православного Востока в подлинниках

«Великий князь Константин Николаевич и русское паломничество в Святую Землю». Историко-документальная выставка с таким названием открыта в зале Федеральных архивов России, она приурочена к 150-летию основания Русской Палестины. Экспозиция посвящена малоизученной деятельности великого князя Константина Николаевича, который много сил приложил к установлению русского духовного и политического присутствия на Святой Земле. Второй сын императора Николая Первого с юности проявлял интерес к Востоку. В 1859 году великий князь предпринял паломничество на Святую Землю. Итогом его поездки стало появление в Палестине российской инфраструктуры, которая и получила название Русской Палестины. Рассказывают «Новости культуры».

Яхта, на которой Константин Николаевич путешествовал в Святую Землю, и дневник, в котором великий князь описал свое великое паломничество: «Любезнейший Саша, наше Иерусалимское путешествие благополучно завершилось». Саша – это император Александр Второй. В его царствование по инициативе великого князя Константина Романова на Святой Земле началась реализация «Иерусалимского проекта». Россия приобрела там землю, построила паломнические приюты, православные храмы, открыла консульство в Иерусалиме, открыв тем самым дорогу к Гробу Господню. Путешествие в Святую землю для тысяч паломников из России стало не только комфортным, но и, в принципе, возможным.

«Многие из этих бабушек и дедушек даже не хотели возвращаться, и очень многие люди оставались в Иерусалиме. Русская колония в Иерусалиме постоянно пополнялась. То есть Иерусалим, как магнит, затягивал», – говорит заместитель председателя Императорского православного Палестинского общества Николай Лисовой.

Кружка для пожертвований – деньги на Русскую Палестину собирали по всей России. Это был, как сказали бы сегодня, национальный проект. Храмы, духовная миссия, госпиталь, дома для богомольцев. Впрочем, не только духовное окормление русских паломников. После поражения России в крымской войне Русская Палестина стала еще и инструментом внешней политики Российской империи на Ближнем Востоке.

«Мы не только вернули все, что имели, в плане влияния до Крымской войны, но мы встали там так прочно, что выбить это не смогла даже собственная глупость и предательство, связанное с продажей русской собственности в Палестине уже в ХХ веке правительством Хрущева», – подчеркивает куратор выставки Кирилл Вах.

Русскую Палестину продали за четыре с половиной миллиона долларов. Советское правительство признало ее бесполезной для народного хозяйства СССР.

«Иногда ее называют "апельсиновой сделкой", потому что, якобы, Израиль расплачивался апельсинами. Это не совсем так – трикотажем. Но он продавал его по мировым ценам, без скидок. Нам дешевле было купить, а мы вот за это продали нашу Русскую Палестину», – поясняет Николай Лисовой.

Все объекты Русской Палестины, а их было около семидесяти, не возвращены нам до сих пор. За Сергиевское подворье, построенное на деньги Палестинского общества и великого князя Сергея Романова, пришлось бороться пятьдесят лет. Только в 2008 году ансамбль, который считается одним из самых красивых в Израиле, был передан России.

«В отличие от государства Российского и в отличие от Палестинского общества, которое тоже было государственным, Церковь сохранила большую часть той Русской Палестины, которая находилась в ее распоряжении. Мы сохранили участки, монастыри. Мало того, что сохранили, там теплилась жизнь. Там жили монахи, жили священники», – подчеркивает архиепископ Егорьевский Марк.

История Русской Палестины не знает аналогов, потому что нет аналогов самому феномену – русскому паломничеству на Святую Землю. До революции каждый третий паломник, приезжавший в Иерусалим на Пасху, был русским. Сегодня, по словам архиепископа Марка, главная задача – вернуться к тому уровню, который был достигнут к 1917 году.

Читайте также:
Русское присутствие на христианском Востоке - выставка в Государственном архиве