15.10.2016 | 17:56

Алексей Бородин установил "Демократию" на сцене РАМТа

Много ли в мировой драматургии пьес, в которых вообще не затрагиваются взаимоотношения между мужчиной и женщиной, даже вскользь? Да по пальцам пересчитать. Вот такую литературную редкость создал британец Майкл Фрейн в 2003-ем году.

Пьеса «Демократия» – это шпионская история, которая совершенно не держит в напряжении, но от того именно и довольно привлекательная, чтобы не сказать душевная. Она реальная, о событиях в Германии начала 70-х. На сцене только мужчины. Политики, референты, охранники. Главный герой – восточно-германский шпион. Искренний шпион, он шпионил от чистого сердца. Шпионил со всей душой и к тому, на кого работал, и к тому, за кем шпионил. В постановке Российского Академического Молодежного Театра шпион Гюнтер Гийом – просто симпатяга. Репортаж Валерии Кудрявцевой.

О том, чтобы поставить пьесу «Демократия» Майкла Фрейна, известного журналиста, автора «Копенгагена», «Благодетелей», «Шума за сценой», а также переводчика на английский главных чеховских пьес, Алексей Бородин задумался сразу после эпического «Берега утопии» Стоппарда. А уж после постановки с говорящим названием «Нюрнберг» «Демократия» просто-таки встала в ряд эпических философских работ мастера.

«Она мне очень понравилась с самого начала, но, казалось, что как-то не сейчас, отложим, потом посмотрим. И вот в какой-то из последних четырех лет я ее перечел заново, и мне показалось, что может быть нам полезно сейчас оказаться вот в этой ситуации, в которой оказались герои», – рассказывает режиссер, художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин.

Главный герой пьесы — западногерманский канцлер Вилли Брандт. В 1971 году был удостоен Нобелевской премии мира. Официальная формулировка: «В знак признания конкретных инициатив, которые повлекли ослабление напряженности между Востоком и Западом». А в 74-м вынужденно ушел в отставку. Официально – в связи со скандалом – разоблачением его личного референта Гюнтера Гийома, оказавшегося шпионом Штази. Неофициально – канцлер был низложен своими же соратниками и друзьями. В роли референта – Петр Красилов. Брандта сыграл Илья Исаев.

«Мы выстаивали как раз на том, что у них много общего. Они оба авантюристы. Просто этот авантюрист на мировом и политическом уровне, а этот авантюрист на уровне взаимоотношений, на уровне слуги двух господ. Для него нет морально-этической проблемы, чтобы служить двум богам», – объясняет актер Илья Исаев.

Хроника головокружительного взлета и не менее стремительного падения «Дон Кихота» европейской политики Вилли Брандта, рассказанная от лица его верного «Санчо Пансы» Гюнтера Гийома – своеобразный английский клуб на сцене. Любопытно, что ни в пьесе Майкла Фрейна, ни в спектакле Алексея Бородина вообще нет женских ролей.

«Мне кажется, что в этом есть какой-то юмор. Как мужчины пытаются обойтись без женщин. И что у них из этого получается. Но получается у них то, что получается. Плохо! Без женщин. Потому что единственное, что важно на свете, это женщина», – признается Бородин.

Может быть, и не очень демократично, но перед зрителем предстают лишь 10 «разгневанных мужчин». Кого больше – мужчин или женщин – окажется в числе поклонников спектакля в зрительном зале – пока интрига для всех. «Демократия» только начинается.

Новости культуры

Читайте также:
В РАМТе обсудили планы на новый сезон