Материалы о проекте

11.10.2016 | 13:25

К 100-летию со дня рождения Эмиля Гилельса

19 октября исполняется 100 лет со дня рождения одного из крупнейших пианистов XX века Эмиля Гилельса. К этой дате телеканал «Россия К» покажет премьеру документального фильма из цикла «Острова» «Эмиль Гилельс – единственный и неповторимый» (19 октября, 18:30) и музыкальные программы с участием пианиста (17  20 октября, 17:45).

Эмиль Гилельс – выдающийся пианист, ярчайший представитель советской фортепианной школы. Его репертуар был необычайно широк и охватывал произведения от эпохи барокко до музыки XX века. Игру Гилельса отличали безупречная техника, яркость и сила исполнения, и в то же время глубокая лиричность и деликатность интерпретации, тонкое чувство стиля. В премьерном документальном фильме из цикла «Острова» «Эмиль Гилельс – единственный и неповторимый» (19 октября, 18:30) этого кристально честного, скромного, но твердого в своих принципах человека вспоминают музыканты, близко знавшие Эмиля Григорьевича: Родион Щедрин, Виктор Мержанов, а также те, в чьем искусстве живут традиции Гилельса и русской фортепианной школы – Николай Луганский и Денис Мацуев. Включены архивные записи с участием Эмиля Гилельса.

«Есть выдающиеся пианисты. Когда ты слушаешь их записи даже без видеоизображения, то через три секунды уже можешь определить, кто это: Рахманинов, Горовиц, Софроницкий или Гилельс. Я никогда не забуду первый момент знакомства с этим выдающимся пианистом: моя квартира в Иркутске, по телевизору передают концерт из Большого зала консерватории, и публика сидит на сцене полуквадратом. Я впервые в жизни увидел публику, сидящую на сцене. Гилельс играл прелюдии Рахманинова, и звуки, которые он издавал, невозможно было описать словами», – так вспоминает свое заочное знакомство с великим музыкантом Денис Мацуев.

Имя Гилельса было брендом с детских лет и до конца его дней, и свой авторитет, свою «легенду» он держал на высоте в течение всей своей жизни. Эта самая «легенда» Гилельса родилась в мае 1933 года, когда 16-летний юноша из Одессы безоговорочно победил на I Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Наутро после финала он, что называется, проснулся знаменитым и, несмотря на свой юный возраст, был принят в Кремле на высшем уровне. Гилельс понравился Сталину, от концертных предложений не было отбоя. Казалось бы, очень заманчивая перспектива, но тут важно было вовремя остановиться. И Гилельс остановился, вернулся в Одессу и закончил консерваторию у профессора Берты Михайловны Рейнгбальд, которая вскоре рекомендовала своему лучшему ученику отправиться в Москву. Гилельс глубоко ценил ее и всегда говорил: «Тем, что я стал пианистом, я обязан своему учителю – Берте Михайловне Рейнгбальд».

В Москве он совершенствовал свое мастерство под руководством одного из крупнейших педагогов страны Генриха Густавовича Нейгауза и добился международных успехов – занял второе место на Международном конкурсе пианистов в Вене в 1936 году, а в 1938 году победил на Международном конкурсе имени Изаи в Брюсселе. Но спустя какое-то время Гилельс обратился к Константину Николаевичу Игумнову с просьбой взять шефство над ним. Тот сначала категорически отказался и только после третьей настойчивой просьбы согласился. После занятий с Игумновым Гилельс подготовил и записал Третий концерт Рахманинова, который именно в его исполнении признан самым лучшим.

«Эталонное исполнение, до сих пор являющееся недосягаемой вершиной, и одна из самобытнейших исполнительских интерпретаций, близкая к авторской», – заявляет Денис Мацуев. «Удивительное золотое звучание: с одной стороны, – благородный, золотой блеск звука, а с другой – невероятная человеческая теплота», – говорит Николай Луганский.

Многие, знавшие Гилельса лично, отмечают редкое сочетание величайшего таланта, высочайшего искусства игры на фортепиано с его удивительными человеческими качествами. С ним почитали за честь быть знакомыми всемирно известные актеры, дирижеры, композиторы, исполнители и даже коронованные особы. Он был мягким, и в то же время принципиальным человеком и всегда смело отстаивал свою позицию. Будучи председателем жюри I Международного конкурса имени П.И. Чайковского, он не пошел против профессиональной совести и чести и, несмотря на огромное давление сверху и настойчивые рекомендации оставить первую премию в СССР, отдал ее тому, кто действительно был ее достоин больше всех – пианисту из США Вану Клиберну. Так же твердо Эмиль Григорьевич проявил себя и на III конкурсе, только теперь он пошел против общественного мнения и отдал победу 16-летнему советскому пианисту Григорию Соколову, а не любимцу публики – американцу Мише Дихтеру. «Свою глубокую внутреннюю культуру Гилельс перенес и на манеру игры. Традиции этого великого музыканта не умерли вместе с ним, а продолжают жить в новом, юном поколении пианистов», – утверждает автор фильма Валентин Тернявский. Ведь именно так, а не только в записях и воспоминаниях, его исполнительское искусство будет по-настоящему живо в наших сердцах.

С 17 по 20 октября в 17:45 в эфире телеканала «Россия К» смотрите музыкальные программы, в которых прозвучат произведения для фортепиано С. Рахманинова, Р. Шумана, И. Брамса, Ф. Шопена; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского в сопровождении ГАСО СССР (дирижер Виктор Дубровский) и Концерт № 27 для фортепиано с оркестром В. Моцарта в сопровождении ГСО Московской филармонии (дирижер Вячеслав Овчинников). За роялем – Эмиль Гилельс.

Пресс-служба телеканала "Россия К"