24.12.2010 | 23:30

"Виртуозы Москвы" сыграли с незрячим пианистом из Японии

В канун Рождества публике преподносится целый фейерверк музыкальных подарков. Владимиру Спивакову и его «Виртуозам Москвы» в этом деле нет равных. Главное открытие сегодняшнего концерта в Московском международном Доме музыки – 22-летний незрячий пианист из Японии Нобуюки Цудзии. В прошлом году он стал первым в истории японским победителем Международного конкурса Ванна Клиберна в США. Его выступление произвело сильное впечатление, и жюри не скупилось на лестные эпитеты, музыканта называли «чудом» и «божьим творением». Рассказывают «Новости культуры».

Бетховен – один из тех композиторов, чьи произведения Нобуюки Цудзии хотел бы играть лучших всех. Ради этого он готов отказаться от всех остальных авторов. Но это пока лишь мечты молодого максималиста. Он ничего не видит, но очень хорошо слышит.

«Мне не было и года, когда мама поняла, что я реагирую на музыку. Она ставила мне один диск, и я начинал в такт двигать руками и ногами. Ставила другой – и я ничего не делал. Так я различал разные интерпретации», – рассказывает пианист.

Владимир Спиваков волнуется перед встречей Нобуюки с московской публикой – японский музыкант очень ранимый. Хотя маэстро уверен в успехе. Вместе они уже играли в Японии, буквально через неделю после того, как Цудзии выиграл конкурс Вана Клиберна.

«Когда он на бис играл Шопена, весь оркестр просто плакал. От искренности, от звучания рояля, потому что это звучание очень напоминает звучание Эмиля Гилельса», – вспоминает Спиваков.

В течение двух дней, которые Нобуюки провел в Москве, Спиваков всячески опекал его. Цудзии сейчас ездит на гастроли не с мамой, как обычно, а с менеджером. Тот пытается помочь ему ориентироваться в пространстве. Но когда Цудзии за роялем, ему уже никто не нужен. Кроме, конечно, «Виртуозов Москвы».

У Цудзии уникальная методика заучивания произведений. Он не читает ноты, записанные шрифтом Брайля для слепых, а ориентируется только на слух. Его учитель медленно по очереди играет партии левой и правой руки, затем – вместе. После этого Нобуюки повторяет произведение. Поэтому, когда два музыканта из оркестра опоздали на московскую репетицию, пианист заволновался. Он услышал, что их нет.

Несмотря на уникальный слух Цудзии, Владимира Спивакова беспокоил вопрос: «Как начать с пианиссимо вторую часть с человеком, который меня не видит? Чутье какое-то должно быть. Нужно снять с себя кожу и нервами ощущать. Тогда, может быть».

Любопытно, что японское чудо, каким Нобуюки Цудзии считают во всем мире,а теперь и в России, к себе так не относится. Говорит, что впереди еще очень много работы. Впрочем, ему всего 22 года. Для пианиста это не возраст.