Статьи

05.10.2016 | 13:36

К 95-летию со дня рождения Ива Монтана

13 октября исполняется 95 лет со дня рождения легендарного французского шансонье и актера Ива Монтана. 16 октября телеканал «Россия К» покажет программу «Больше, чем любовь. Ив Монтан и Симона Синьоре» (18:00) и знаменитый концерт в «Олимпии», снятый в 1981 году (16:25).

История Ива Монтана одновременно типичная и неожиданная. Сколько таких судеб, когда парень из простой семьи становится кумиром миллионов? Мальчишка, родившийся в итальянской деревушке, копивший деньги, чтобы лишний раз попасть в кинотеатр и пересмотреть классику Голливуда, бывший грузчик, бывший парикмахер, бывший шофер из портового Марселя в мгновение ока взлетел на олимп славы. Разве мог он предположить, что со временем даже Голливуд раскроет ему свои объятия? Так в чем же секрет феномена Ива Монтана?

«Я скорее бы назвал себя счастливчиком, – говорил Монтан. – Не люблю, когда меня называют выдающимся актером. Я бы назвал себя человеком, которому удалось не просто тратить время впустую, но повстречать выдающихся людей, повлиявших на его жизнь...»

Этими выдающимися людьми в его жизни оказались великие женщины, которые его любили, а этого вполне достаточно, чтобы самому стать легендой. Сначала непревзойденная Эдит Пиаф вдохнула в него частицу своего божественного таланта. Она стала его учителем и первой большой любовью, ведь она и сама вышла из низов. Уличная певичка с парижских мостовых, она сначала сделала себя, а затем и его, из «человека-динамита из Марселя», как его тогда называли, вылепила настоящего артиста. Но, конечно же, было в Монтане первоначально и то, чему нельзя научить, та благодатная почва, на которой Пиаф возделала великое. 

«Когда он запел, я сразу попала под его обаяние, – вспоминала Эдит Пиаф. – Самобытная личность артиста, впечатление силы и мужественности, красивые артистичные руки, интересное выразительное лицо, проникновенный голос...».

Но именно Пиаф помогла стать ему раскованным на сцене, дать выход его природной сексуальности, заставила его кожей почувствовать зрителя, а главное – научила Ива Монтана той красоте пения, которая и сделала его великим. Под ее руководством Ив Монтан за один год стал вторым по популярности шансонье Франции, после Эдит Пиаф, разумеется. Именно благодаря ей состоялся и его первый дебют в кино. Но как только «шедевр» был закончен, и Эдит почувствовала, что Монтан стал иметь слишком много власти над ней, она его бросила, сказав, что разрывает отношения с ним, чтобы выздороветь от него.

Ив Монтан долго не мог прийти в себя. Пока не встретил главную женщину своей жизни, великую актрису Симону Синьоре, с которой он прожил почти как в русских сказках «тридцать лет и три года». И когда на склоне лет кто-то из журналистов задал Иву Монтану вопрос: «Что в вашей жизни не сбылось?» – «Я хотел умереть раньше Симоны», – не задумываясь, ответил он. И попытался спрятать в беспомощной улыбке свои слёзы… Когда они встретились, это была любовь с первого взгляда, которую не могло остановить даже ее замужество за режиссером Ивом Аллегре. Их любовь была настолько сильна, что они превратились в сообщающиеся сосуды. Синьоре стала отказываться от ролей, превратилась в образцовую итальянскую жену, ездила на концерты Монтана, тихонько стоя за кулисами, зная, что в это время надо быть рядом с ним, но поодаль. Монтан блистал на экране и на сцене, а Синьоре гордилась им. Ей нравилось быть не актрисой, а просто его женой, красавицей, радушной хозяйкой, светской и остроумной женщиной, свободно говорящей на нескольких языках. Но это самопожертвование сыграло с ней злую шутку… Так возможна ли любовь на всю жизнь между двумя равновеликими художниками, двумя яркими и неповторимыми творческими индивидуальностями? Или один неизбежно должен принести себя в жертву? Ответ на этот вопрос – в программе «Больше, чем любовь. Ив Монтан и Симона Синьоре» (16 октября, 18:00).

Предваряет показ программы знаменитый концерт в «Олимпии» (16 октября, 16:25), снятый в легендарном парижском зале в 1981 году. Это своего рода итоговый концерт блистательной карьеры артиста и певца. Почти каждая песня представляет собой отдельную сцену, повествующую о судьбе реального персонажа, будь то «Влюбленный дирижер» или «Чистильщики с Бродвея». В этих песнях выражена традиционная для французского шансона тематика: любовная лирика («Моя Виолетта, моя Жиголетта…»), скетч («Сэр Годфри») социальная драма («Кастет»).

Пресс-служба телеканала "Россия К"