25.12.2010 | 23:48

"Бесценный дар" Евгения Лавроненко

Больше трех с половиной тысяч произведений искусства и книжных изданий подарил в свое время Омскому музею изобразительных искусств имени Врубеля Евгений Лавренко - академик, геоботаник, картограф, общественный деятель. Одним из главных его увлечений было коллекционирование. К 110-летию со дня его рождения в музее подготовили выставку под названием «Бесценный дар». На ней редкие книги, акварели, графические работы мастеров от XVII до XX века. Заметим, что большинство экспонатов этой выставки музей имени Врубеля демонстрирует впервые. Рассказывают «Новости культуры».

 

Более шестидесяти лет Евгений Лавренко собирал эту коллекцию. Наиболее ценные экспонаты удалось приобрести и, по сути, спасти для истории в 1942 году, в блокадном тогда еще Ленинграде.

«Имена Голлербаха, Гольдберга, коллекционера и художника Верейского, Коношевича известны в мире искусства. Во время и после войны коллекции этих людей распылялись и частями распродавались в букинистических магазинах, а Евгений Михайлович их покупал», - рассказывает сотрудник Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Людмила Богомолова.

Павловский парк, Петергоф, Казанский собор и Дворцовая площадь. Художники знаменитой ленинградской школы в различных печатных техниках изображали виды любимого города. Сегодня образцы исторической архитектуры, по мнению специалистов, – материал особо ценный. Это еще раз подтверждают работы Жан-Батиста Пиранези из его известной серии «Виды Рима». Виртуозность техники акварелиста XVIII века Джакомо Кваренги позволило атрибутировать этот графический лист.

«Акварель поступила без названия, без датировки, но это был блистательный зодчий и великий рисовальщик, он настолько достоверно сумел передать памятники античной культуры, в частности, Триумфальную арку, что для нас не составляло большого труда определить, что это «Триумфальная арка Септимия Севера» - памятник архитектуры, построенный еще во II веке нашей эры», - говорит куратор выставки Галина Севостьянова.

Впервые после реставрации зрителю представлены выполненные в традициях знаменитой школы укие-э ксилографии японских мастеров и несколько листов с рисунков Рембрандта из «Английского альбома» Чарльза Роджерса. Точно такой же из 64 листов, сделанный в конце XVIII века, специально был привезен в Россию в качестве подарка для Екатерины II. А эта монограмма - возможное указание на то, что экземпляр из омской сокровищницы мог принадлежать канцлеру Александру Безбородко. Не менее «звездные» хозяева у большинства фолиантов, представленных на выставке. Собранные академиком Лавренко – они стали его «Бесценным даром» Омскому музею изобразительных искусств.