27.12.2010 | 19:36

"Циники" – спектакль, соединяющий эпохи

Самая ожидаемая премьера – так говорят в петербургском Театре Ленсовета новой постановке Анатолия Праудина. Режиссер обратился к «Циникам» Анатолия Мариенгофа и решил доказать злободневность этого романа. Он был написан в 1928 году, а впервые опубликован в России лишь в 1988. «Одно из самых новаторских произведений в русской литературе ХХ века» – так в предисловии к одной из зарубежных публикаций романа «Циники» отозвался о нем Иосиф Бродский. Одиночество героев и крах личности на фоне глобальных социальных катаклизмов – что может быть актуальнее сегодня, спустя век? Рассказывают «Новости культуры».

Роман Анатолия Мариенгофа был написан еще в 1923 году, но в России его опубликовали лишь шестьдесят лет спустя. «Самое новаторское российское произведение, как по стилю, так и по смыслу», – так говорил о нем Иосиф Бродский. Это история взаимоотношений двух молодых людей, которые притворяются циниками на фоне разрухи, голода и военного коммунизма.

Эксперты уверяют, имажинистов в целом, и Мариенгофа в частности, на сцене поставить очень сложно. Однако Анатолий Праудин известен как режиссер, который не боится риска. Более того, он уже не первый раз с помощью произведения, написанного в начале прошлого века, рисует картину дня сегодняшнего.

«Это и есть история, как сохраниться. Под зонтиком спрятаться не получается, не уйдешь, все равно от нас требуется подвиг человеческий», – поясняет мастер.

Все декорации и костюмы выдержаны в трех цветах – черном, белом и красном. Реальные политические персонажи, появляющиеся на сцене рядом с придумаными героями, создают исторический фон эпохи. О чуме и войне, о голоде и разрухе в Петрограде 1920-х говорят Ленин и Троцкий, Бухарин и Сталин.

«Это ощущение эстетической среды романа. Это русский авангард, это имажинизм, это Малевич, это его трехцветие», – подчеркивает Анатолий Праудин.

Он готов к любому восприятию своего спектакля. Как любое произведение искусства, эта постановка не может понравиться всем.

По свидетельствам современников, Анатолий Мариенгоф мечтал, что придет время, когда его пьесы увидят русские зрители. Спустя век, это время настало. «Циники» стали своеобразным мостом, соединившим две эпохи.