29.12.2010 | 10:10

Музыкальные итоги года

Подводя музыкальные итоги уходящего года, можно сказать, что в его партитуре переплелись две ведущие темы. «Российско-французская» и юбилейная. Круглые даты торжественно справили три ведущих отечественных коллектива – Большой Симфонический оркестр имени Чайковского, Российский национальный и «Новая Россия». Для музыкантов 2010-й прошел в темпе «аллегро ажитато» - «быстро и взволнованно». Вынужденную паузу взял только Большой зал столичной консерватории. Рассказывают «Новости культуры».

 

Сцена, где выступают лучшие музыканты мира, закрыта. В Большом зале консерватории начался капитальный ремонт. Впервые за сто с лишним лет. Если перелистать пачку старых газет, станет понятно, музыкальные критики еще в средине девяностых, подводя итоги, говорили - в следующем году БЗК закроют на ремонт. И так больше 10 лет. И вот - свершилось.

Это событие вызвало немало волнений и споров. Сохранят ли уникальную акустику зала? Ремонтные работы - строго по графику в круглосуточном режиме. Фотоотчет - на сайте консерватории. Защищать орган от пыли должен специальный саркофаг. Открыть Большой зал консерватории планируют уже следующим летом к конкурсу Чайковского. Пока же альтернативная площадка БЗК - Концертный зал Чайковского. За этой тяжелой дверью происходили все топовые события перекрестного Года Россия-Франция.

Для одного из самых масштабных концертов объединились музыканты двух стран. Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Федосеева, Хор радио Франции и французские вокалисты. Музыканты обратились к сложнейшей партитуре Берлиоза - драматической легенде «Осуждение Фауста». «Я уже за эту партитуру третий раз берусь. Сначала делал в Австрии. Это событийный концерт, который редко бывает», - говорит дирижер, художественный руководитель БСО имени Чайковского Владимир Федосеев.

Не менее внушительным в этом году было и выступление БСО имени Чайковского в Париже. «Звучали фрагменты оперы Прокофьева «Война и мир», а также увертюра Чайковского «1812 год». Представьте себе, что это такое – это победа русских над французами в войне 1812 года. Где тема Марсельезы схлестнулась с русскими батальными картинами», - отмечает музыкальный критик Петр Поспелов.

Еще одно заметное событие - в Москву приезжал Филармонический оркестр радио Франции под управлением Мюнг Вун Чунга. Об этом коллективе говорят - топ-оркестр. «Этот вечер! Специфический французский звук, другая артикуляция, другое пространство», - отмечает музыкальный критик Екатерина Бирюкова.

Берлинский и московский концерты Валерия Гергиева оказались под угрозой, торопясь к своему зрителю, дирижер вступил в неравную схватку со снежной стихией и дорожными пробками. Маэстро пообещал привезти в Москву китайское чудо – пианистку Южу Уанг. Но из - за погоды пианистка не смогла вылететь из Нью-Йорка. За несколько часов до концерта пришлось срочно искать замену. Положение спас Денис Мацуев. Хотя у музыканта на этот день был запланирован выходной. «Единственный выходной в этом месяце. У меня в декабре 26 концертов», - признался он тогда.

Победив снежную стихию Гергиев и его оркестр продолжают музыкальные сражения – за верхнюю строчку в мировом рейтинге лучших оркестров. «У нас вызовы серьезные – объявить о цикле симфоний Малера, любому российскому коллективу, на главной сцене Америки - это вызов. Тут не идет речь, соперничаем ли мы с оркестрами из Петербурга или Москвы, другие акценты», - объясняет дирижер, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.

В топ-листе фестивалей этого года – конечно же, Пасхальный Валерия Гергиева, где выступили испанский оркестр под руководством дирижера и исполнителя старинной музыки Жорди Саваля, фестиваль «Неделя Ростроповича», на котором блистали итальянцы Сильвио Занон, и Мишель Крайдер. Фестиваль Российского национального оркестра. «Это универсальный гибкий оркестр.Я думаю, он справедливо зачислен журналом «Граммофон» в двадцатку лучших оркестров мира», - считает Петр Поспелов.

Сюрприз преподнес Фестиваль симфонических оркестров мира, в этом году там выступали азиатские оркестры. В Сочи прошел фестиваль Юрия Башмета. И на сцене, и за кулисами маэстро в поисках совершенного звука. Вот и на юбилейном концерте «Новой России» в Москве все мысли о партитуре Брамса.

Вспоминать, сколько было концертов в этом году, для Владимира Спивакова – так же не просто, как подсчитать капли в океане. Позади десятки городов, тысячи гастрольных километров.

«Оркестр на подъеме, с остановками, но на подъеме», - считает художественный руководитель Национального филармонического оркестра России Владимир Спиваков.

В числе заметных музыкальных событий года - международный телевизионный конкурс «Щелкунчик». И хотя конкурс проходил осенью, но, открывая эту дверь, зрители попадали в настоящую рождественскую сказку, где происходили самые настоящие чудеса

Состязались юные музыканты из 11 стран. Конкурс транслировался в прямом эфире, и зрители могли влиять на события, голосуя с помощью СМС.

Звездным для наших музыкантов Международный конкурс пианистов имени Шопена в Варшаве. Впервые в истории конкурса золото, серебро и бронзу взяли российские исполнители. Первое место досталось Юлиане Авдеевой. Среди лауреатов - Даниил Трифонов – его имя зрителям знакомо еще по конкурсу «Щелкунчик», где Даниил победил несколько лет назад.

Все материалы темы: "Итоги 2010 года">>>