29.12.2010 | 10:54

"Мы создали из Москвы столицу" - выставка в музее имени Щусева

Гостиница «Москва» и Центральный парк культуры и отдыха имени Горького, мосты и набережные, «одетые» в гранит. Все это и масса других впечатляющих сооружений рождены в мастерских «Моспроекта-1». За не самым звучным словом скрывается профессиональная архитектурная организация. Восемьдесят лет - с 1930-го года – выдающиеся зодчие в прямом смысле слова «создают из Москвы столицу». Такое название и получила юбилейная выставка, которая открывается сегодня в музее архитектуры имени Щусева. Масштабная экспозиция рассказывает, как разрабатывался уникальный имидж главного города советской империи. Рассказывают «Новости культуры».

 

Здание правительства, так называемый Белый дом, появившийся в 81-м году, имеет прототип – того же архитектора Дмитрия Чечулина. Это его, правда, нереализованный - дом «Аэрофлота» – проект 34-го года. Тогда архитектор работал в составе недавно образованного «Моспроекта» – строительно-проектной организации стратегического назначения.

«Государство, правительство взяли курс на создание новой столицы. И ее лицо должно было быть имперским. Тогда появился большой стиль», - рассказывает директор музея Архитектуры им. А.В. Щусева Ирина Коробьина.

Так называемый сталинский стиль зародился тогда – в начале 30-х. Архитекторы первого «Моспроекта», сейчас их четыре, за десять лет изменили лицо Москвы. Отстроили всю Тверскую, Кутузовский, все набережные были одеты в гранит, возникли станции метро, которые сегодня – шедевры. Началом считают дом Жолтовского на Моховой.

«Это первый дом советской неоклассики. Ордер на несколько этажей. Вообще этот дом был жилым, потом переделали в офис. Ученики повторяли», - показывает научный сотрудник музея Архитектуры им. А.В. Щусева Ирина Чепкунова.

Самые громкие архитектурные конкурсы того времени – Дворец Советов и дом Наркомтяжпрома. Оба не реализованы. Дом Наркомтяжпрома должен был возникнуть на Красной площади, на месте ГУМа. Проект Константина Мельникова, есть еще – Фомина, Фридмана. Тогдашний главный архитектор Москвы Дмитрий Чечулин тоже представил свою работу на обсуждение, на котором был Сталин. Возникла проблема.

«Нужно сделать более широкий проход для техники. Чечулин снял собор Василия Блаженного. Сталин вытащил трубку и говорит: «поставь на место»», - говорит генеральный директор ОАО «Моспроект» Святослав Миндрул.

Это уже – из легенд «Моспроекта». Как и бытовавшее среди специалистов название Крымского моста – двуспальная кровать. «Моспроект» аккумулировал лучшие архитектурные силы эпохи. Жолтовский привнес мотивы итальянского Возрождения, братья Веснины – конструктивизма.

«Мастерская Фомина не менее известна, чем Щусева. В ней работали мастера из Ленинграда. Лучшее, что было сделано, – станция метро «Красные ворота», автор - Иван Фомин. Лучшая станция первой линии советского метро», - уверен научный сотрудник музея Архитектуры им. А.В. Щусева Ирина Чепкунова.

Тридцатые годы в Москве – эпоха бурного строительства. Причем, согласно Генплану 35-го года. И именно эта целенаправленность и запланированность придает зданиям особую ценность.

«Это не так, как современные здания – продашь в Москве, строишь в Гонконге. Это адресная архитектура, объект, который работает на окружающую среду», - объясняет Святослав Миндрул.

Большая часть представленных проектов – реализована. Это и концертный зал Чайковского, и реконструированный Парк Горького. За десять лет архитекторы создали новый мир, который сегодня для нас уже привычен и является не просто Москвой, но Москвой – столицей.

 Читайте также: Восьмидесятилетняя история "Моспроекта-1"