29.12.2010 | 19:32

Дизайн по-советски на выставке "Знак качества"

Дизайн, который мы должны знать, и которым можем гордиться, – так позиционируют кураторы новую выставку в Петербурге. Название «Знак качества» красноречивее всего говорит о содержании экспозиции. Здесь представлена история страны в лучших образцах достижений советского дизайна, авторами которых были такие мэтры, как Татлин, Малевич, Мухина. Рассказывают «Новости культуры».

 

Ностальгия по прошлому - самая неизлечимая форма ностальгии. Тоску по родине можно прогнать, вернувшись в отеческий дом, А вот жизнь - как поется в песне - невозможно повернуть назад и время ни на миг не остановишь. Хотя именно это - остановить время, хотя бы на пространстве в 200 квадратных метров, решили организаторы выставки.

Родченко, Татлин, Малевич - это и создатели советского дизайна, и его неотъемлемая часть, если говорить о школе и традициях. На выставке рядом с их портретами лишь чертежи и эскизы. Материальных воплощений почте не сохранилось. Вере Мухиной повезло больше. Ее детище - граненый стакан - самый массовый объект советского быта. Их хватит, чтобы отметить праздник целым трудовым коллективом. И это тоже объяснение того факта, почему предметы повседневной жизни, замысленные дизайнерами как нечто эстетическое, превращались в свою полную противоположность. А ведь был еще и дефицит сырья, и требования удешевить массовый образец любой ценой, и приоритет количества над качеством.

"Мы хотим, чтобы люди поняли, что, несмотря на очень тяжелые условия работы, эти люди не благодаря, а часто вопреки системе, создавали удивительные вещи", - говорит организатор выставки Ирина Журавлева.

В 50-е годы в официальных советских документах никаких дизайнеров не было. Были специалисты по техническому и эстетическому конструированию. А когда слово появилось, в конце восьмидесятых, то сам самобытный советский дизайн потонул в волнах импортного ширпотреба. И теперь нужно спасать хотя бы память о нем.

Простая игра «Морской бой», но даже силуэты кораблей проходили контроль военных специалистов. Они не должны были быть похожими на советские. В промышленности создавались целые дизайнерские концепции. Троллейбусы должны были гармонировать с автомобилями, а автомобили с будильниками. Именно поэтому, например, пылесос мог быть похожим на искусственный спутник, а спутник на пылесос.