30.12.2010 | 19:22

Пополнилась коллекция Государственной Третьяковской галереи

Постоянное пополнение коллекции – одна из главных забот руководителей музеев. Независимо от того, идет ли речь о хранилище мирового уровня или о маленьком провинциальном музейчике. Новые поступления нужны им как воздух  – они во многом показатель их жизнеспособности. Обновления собрания Третьяковской галереи в последние десятилетия в основном зависели от благотворителей. И вот наметилась смена курса - второй год подряд закупку произведений искусства финансирует Министерство культуры. Рассказывают «Новости культуры».

 

«Поцелуй Брежнева с Хонеккером» - графитти Дмитрия Врубеля с этим сюжетом смыли с Берлинской стены в 2009-ом. У этого авторского повтора больше шансов на выживание – он попал в Третьяковскую галерею. Это хрестоматийная вещь в учебниках истории немецких, образ времени, образ эпохи.

Хранитель Кирилл Алексеев очень рад, что работа Дмитрия Врубеля вместе еще с девятью вещами поступили в музей цивилизованным способом: не дар, не благотворительность - государственная закупка. Министерство культуры выделило под эти цели беспрецедентно большую сумму.

Момент «икс» сотрудники Третьяковки приближали, как могли. Весь год готовили папки с мотивировкой и экспертной оценкой, вели переговоры. И вот, их ожидания оправдались. Государственных денег хватило на закупку 40 произведений искусства. Покупали, конечно, не по рыночным ценам – по музейным, и не на аукционах, а у самих художников и их наследников.

Самое актуальное музей не покупает. Выбор Третьяковки - работы художников старшего поколения. Причем в тот момент, когда понятно - подобных больше не будет, часто после смерти художника. Либо это работы, которые должны заполнить лакуны, оставленные закупочной политикой прежней эпохи.

«В советское время мы не могли покупать работы художников, не участвующих в официальной жизни, хотя государство на закупку выделяло тогда деньги гораздо щедрее», - говорит директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
 
«До - закупкой» вовремя не закупленного занимается отдел новейших течений. По мнению Кирилла Алексеева, для Третьяковской Галереи «очень большое значение имеет приобретение работ Юрлова 50-х годов, потому что это продолжение авангардисткой линии, которая существовала в 30-ые гг.»

Но главная новость последней закупки для Кирилла Алексеева – три вещи Заневской-Сапгир, этого автора он называет «открытием». 

Сотрудники отдела новейших течений заметили ее работы на фотографиях 60-х, опознали, затем нашли автора. Для своего времени ее гуаши – смелое предчувствие актуального ныне дизайна: одну из вещей Заневской-Сапгир немедля определили в постоянную экспозицию.

Также среди новых приобретений ГТГ и работа Ивана Чуйкова «Аппарат для наблюдения пустоты», почти три с половиной метра в высоту. Редкий по формату объект.

Приросла и коллекция скульптуры Третьяковской галереи: «Гости» Лазаря Гадаева и «Беженцы» Владимира Соскиева, - наверняка будут востребованы не только в запасниках. Пластичный «Хоккеист» Александра Молева так и просится стать трофеем зимних олимпийских игр.

Купив у вдовы Даниэля Митлянского одну работу - две Третьяковская галерея получила в дар. Когда речь идет о пополнении национального собрания, в ход идет и щедрость наследников, и стремление художников остаться в истории и государственная поддержка. Которая, есть надежда, будет систематической.