31.12.2010 | 11:05

Балет. Итоги 2010 года

Уходящий 2010-й стал для отечественного балета годом экспериментов и новаций. Практически всем ведущим балетным труппам - от Маринки до Большого - пришлось покинуть обжитый «пик классицизма» и штурмовать Эверест современной хореографии. Как говорят критики, движение вперед всегда похвально, но тотальный пластический эксперимент был бы не возможен без крепкой классической школы. Продолжают тему «Новости культуры».

Патриарх отечественного балета Юрий Григорович вновь заставил говорить о себе - восстановил в Большом «Ромео и Джульетту». Ставку сделал на молодых. Старая как мир история любви произвела впечатление даже на блоггеров: они устроили дискуссию в Интернете, спорили о мастерстве исполнителей и актуальности темы.

«Юноша и смерь» Ролана Пети продолжила череду скандальных любовных историй. Шедевр не первой свежести, но Иван Васильев и Светлана Захарова этот конфликт мужчины и женщины довели до такого градуса, что даже искушенный Пети проникся и обещал сделать на Васильева еще один балет из старых запасов.

Анжелен Прельжокаж тоже времени не терял - вместе со своими и танцовщиками Большого трудился над  «Creation-2010», а дальше тысячелетие покоя. Ради этого упаковал всех в целлофан, затем в государственные флаги, рвал книги, вытащил на сцену ягнят, словом, протестовал против общества потребления и духовного апокалипсиса. Под занавес еще один привет с Запада от «Хермана Шмермана» Уильяма Форсайта: жесткий кастинг, два месяца репетиций, новая техника и проверка на прочность электронной музыкой Тома Виллемса, которая теперь как родной Петр Ильич Чайковский, ласкает слух.

Выйдя на финишную прямую 2010 года, Большой театр догнал своего главного соперника - Маринку, вписав в афишу имя Форсайта и «Рубины» Баланчина. На этом главный театр страны останавливаться не собирается. После открытия исторической сцены Большой претендует на все «Драгоценности» Баланчина, а радикальный танцевальный эксперимент продолжает уже с испанцем Начо Дуато. Доказывая, что труппе по плечу все жанры - от классики до ультрасовременной хореографии.

Весь год балетное сообщество лихорадило. Михайловский театр, где классика - это приоритет, теперь возглавит авангардист и реформатор современного танца Начо Дуато, который двадцать лет руководит испанской труппой, но в этом году контракт с ним почему-то не подписали. Новость о назначении Дуато горячо обсуждали по видеомосту Москва-Петербург.

Сам Мессерер хоть и руководил Михайловским всего ничего, но дотянул уровень труппы до европейского. Его балет «Лауренсия» вошел в шорт-лист номинантов на британскую премию National Dans Award. «Лебединое озеро» на фестивале в Лондоне пресса отметила созвучным сегодняшнему дню. Теперь в Михайловском двоевластие. В Маринке, где в приоритете сейчас опера, балетная труппа забыла о стабильности. Многие артисты меняют дом Петипа на Михайловский театр.

На шедевры современной хореографии в Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко не пробиться. Только там идут эксцентричные балеты Иржи Килиана и танцевальный экстрим Йормы Эло. В такой компании труппа почувствовала себя в лидерах и рванула вперед с космической скоростью. Театр открыт для эксперимента, и там новаторы современного танца чувствуют себя как дома, артисты рвутся на сцену, а про лишний билетик в такие вечера лучше забыть.

Теперь знаменитости стоят в очереди и считают за честь ставить там. Пьер Лакотт провел кастинг для «Сильфиды». Ноймайер репетирует «Русалочку», но главное - капитулировал Иржи Килиан. Он сделал «Маленькую смерть» и «Шесть танцев». И это после обещания не ставить в России после Пражской весны, когда советские танки вошли в Чехословакию. А когда финн Йорма Эло «Заточил до остроты» балетные па, стало понятно, что эту труппу теперь не догнать.

Сергей Филин, художественный руководитель балета Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, говорит: «Если мы сегодня своей работой даем возможность Большому и Маринке чуть-чуть оглядываться, что мы делаем, если бренды чуть-чуть меняют политику благодаря нам, я рад».

Радикальная «Жизель» Матса Эка отправилась в турне по России тоже оттуда. Матс Эк - известный интерпретатор. Он от классической «Жизели» оставил только музыку, перенес действие в сумасшедший дом и одел виллис в смирительные рубашки.

Мариинка в этом марафоне делает ставку на стабильность, а не на сенсации. Имена хореографов известные, но не культовые, зато свои родные… Алексей Ратманский добавил в репертуар «Анну Каренину». Впервые одну партию танцевали две звезды - Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева.

Именно в Мариинке начались юбилейные торжества Майи Плисецкой. В честь примадонны восстановили «Кармен-сюиту». В Париже Эйфелева башня загорелась ее именем. В Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в честь божественной Майи танцевали звезды российского балета.

Долгие годы на исполнителей современных танцев смотрели снисходительно, но в этом году ситуация переломилась – миллион долларов от Евросовета и гранты от Министерства культуры неожиданно свалились на танцевальное агентство «Цех». Неплохой подарок к 10-летию. Цеховики быстро нашли им применение – пригласили зарубежных хореографов, отправили их на постановки в провинциальные труппы, провели фестиваль «Интраданс». Итог - три спектакля из семи выдвинуты на «Золотую маску».

«По всей России не много людей, кто может сейчас работать с зарубежными хореографами, - говорит директор агентства театров танца «Цех» Елена Тупысева. - Поэтому мы хотим заняться общеобразовательным проектом, поддержать развитие современного танца среди не профессионалов».

На Чеховском фестивале все балетные откровения с востока. Лин Хвай-мин, усыпавший сцену лепестками роз, пропел гимн красоте и гармонии своим «Щепотом цветов». После него Дуато с «Многогранностью» и «Бесконечным садом» показался мрачноватым и пресным. Зато Марк Моррис с «Дидоной и Энеем» возглавил «Легендарные спектакли» премии «Золотая маска».

Новые имена в хореографии сегодня на вес золота. Юрий Смекалов, Эмиль Фаски, Эдвард Льянг мелькнули в проекте «Новое поколение» на фестивале «Мариинский». Даже фестиваль «Бенуа де ля Данс», где каждый год лучшим танцовщикам и хореографам раздают балетных «Оскаров», не вручил приз в номинации «Лучший хореограф». Зато на балетном гала «Звезды XXI века», четыре примы вместе с титулом «Балерина десятилетия» получили по гигантскому позолоченному пуанту.

Все материалы темы "Итоги 2010 года">>>