04.01.2011 | 12:47

Изобразительное искусство. Итоги года

Грандиозные выставочные проекты, сенсационные находки, академические музеи в роли главных ньюсмейкеров года, и продолжение экспансии современного искусства «за пределы Садового кольца». Художественная жизнь страны в 2010-м «отличилась» особой динамикой. «Новости культуры» подводят итоги года.

Многотысячная очередь в Пушкинский музей – самая тиражируемая телевизионная картинка на тему культуры в минувшем году. Очередь на выставку Пабло Пикассо в рамках перекрестного года России и Франции.
Такую полную панораму творчества Пикассо российские зрители увидели впервые. Выставка, проходившая под высоким патронатом Дмитрия Медведева и Николя Саркози, побила рекорд посещаемости – 350 тысяч зрителей.

Директор ГМИИ Ирина Антонова рассказывает: «Люди просто не уходили. Они смотрели, потом отдыхали, снова приходили. Мы никогда так не показывали, вот «от» и «до», от самых первых до самых последних работ».

Программа перекрестного года – это 400 мероприятий в России и Франции, из которых главные – выставка «Наполеон и Лувр» в Историческом музее, где впервые показаны личные вещи французского императора; и «Святая Русь» - грандиозный выставочный проект 20 российских музеев в Париже, в Лувре, охватывающий всю тысячелетнюю историю России.

300 лет Царскому Селу. На юбилей из Копенгагена прилетел потомок прежних хозяев этих мест – князь Дмитрий Романович. Ему показали отреставрированный Александровский дворец, павильон Эрмитаж, где императоры проводили встречи «без галстуков» и воссозданный царскосельский собор Святой Екатерины. Правда, в городе Пушкин. Это исторически справедливо, но справедливым и законным многие жители города считают и другое – вернуть этому месту его историческое название – Царское Село.

В «Гараже» в прошлом году показали 12 картин короля абстрактного экспрессионизма Марко Ротко. Картины Ротко, похожие на детские рисунки, есть во всех крупных музеях мира. В Москве выставку охраняли с собаками.

Ротко был одним из самых успешных и дорогих русских художников в мире. Впрочем, это не помешало ему покончить жизнь самоубийством – последние годы жизни художник страдал от депрессии, что хорошо видно по его картинам.

В Исторический музей назначен новый директор – Алексей Левыкин, прежде занимавший должность заместителя директора музеев московского Кремля.
Самые удачный проект музея – «Тайны погребенного города». В Москву через всю Европу привезли осколки Помпей, города, большая часть которого до сих пор под пеплом Везувия. Почти две тысячи лет назад этот город погиб. И благодаря этому стал знаменит.

Святые лики на башнях Кремля. 4 ноября в День народного единства Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл освятил на Никольской башне икону Николая Можайского, обнаруженную реставраторами под слоем штукатурки.
«Мы освятили образ Николая, который некогда был осквернен, поруган, - сказал патриарх. – Это осквернение и воссоздание образа есть некий символ исторических разделений. Когда мы говорим об объединении людей, мы говорим о примирении поколений, о примирении всех тех, кто был разделен в прошлом»

Левитан. Самый грандиозный проект Третьяковки приурочен к 150-летию художника. Картины из России, Белоруссии и впервые из Израиля. Первые два месяца в кассах невозможно достать билеты.
Последняя выставка Левитана была в советские годы, в 1960. Для старшего поколения, которое тогда сидело за школьными партами, эти картины, прежде всего, хрестоматийные образы из учебника «Родная речь»

Столица Урала Екатеринбург теперь вторая после Москвы столица контемпорари арт. Впервые в русской провинции провели масштабное биеннале современного искусства.
Куратор Екатерина Деготь подчеркивает: «У нас такая огромная страна, что было бы странно, если бы этого не произошло в конце концов. Не может в такой гигантской стране вся культурная жизнь сосредотачиваться в Москве. Это приводит к социальному и в том числе транспортному коллапсу».

В Перми в 2010 продолжали превращать запущенные промышленные объекты в культурные центры. В здании бывшего железнодорожного вокзала «Пермь 1» открылась новая выставочная площадка, прообраз будущего палеонтологического музея. Древний хищник, бивни мамонта и коллекция ископаемых насекомых.

Вторая биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» - 600 художников, 60 выставок, 30 площадок. В этом году впервые заговорили о смене поколения – на смену корифеям пришли «молхуды» - молодые художники.
Арт-критик Милена Орлова говорит: «Они появляются каждый год, люди поступают в художественные вузы, но говорить, что появилось поколение с новым видением… Долго все ждали, когда же оно появится».

Премия Кандинского. В 2010 обошлось без скандалов. Главным действующим лицом современного искусства единогласно признали Александра Бродского. Государственную премию в области современного визуального искусства «Инновация» присудили Сергею Браткову за проект «Балаклавский кураж».
2011 объявлен перекрестным годом России –Италии-Испании. Титульное событие – выставка Александра Дейнеки в Риме, к которой Третьяковская галерея отреставрировала малоизвестные работы художника, и которые уже в конце января отправятся в Италию.

Все материалы темы>>