06.01.2011 | 11:00

Завершился Третий международный "Метнер-фестиваль"

Самому «неразгаданному» русскому композитору Серебряного века посвящается. В столице завершился Третий международный «Метнер-фестиваль», посвященный жизни и творчеству Николая Метнера. Эмигрант «первой волны», он во многом повторил путь своего близкого друга Рахманинова. Кроме главного: его фортепианные произведения так и не обрели успеха у современников – ни на родине, ни за рубежом. Но голос «последнего романтика» русской музыки оказался созвучен нашему времени. Рассказывают «Новости культуры».

 

Репетиция до последней минуты. Не столько из-за необходимости, сколько ради удовольствия. Увлечение Метнером у Бориса Березовского началось лет 15 назад, когда он сыграл его Трагическую сонату.

Борис Березовский, пианист, организатор «Метнер-фестиваля»: «Мне очень понравились первые аккорды. Драматично, красиво, ярко. Гармонии у него современные, хотя он считается консерватором».

Потом Борис Березовский увлек своих коллег музыкой Метнера, и, наконец, создал «Метнер-фестиваль». Такова судьба этого композитора – у него не было громкой славы, но всегда находились влиятельные почитатели. Благодаря одному из них, можно услышать игру самого Метнера.

Екатерина Державина, пианистка, со-организатор «Метнер-фестиваля»: «Незадолго до смерти к нему постучался индийский магарадж, очень богатый человек, который оказался его поклонником, и который спонсировал все записи Метнера. Метнер записал все свои фортепианные концерты, пьесы, песни с Элизабет Шварцкопф».

Почитатели музыки Метнера живут в разных странах. Один из них английский пианист Хэмиш Милн. Он шутит: «Сыграл по случаю одну из пьес Метнера и вот уже 35 лет не могу остановиться».

Хэмиш Милн записал 9 дисков с сочинениями Метнера и все время пополняет свой репертуар новыми произведениями. На закрытии фестиваля исполнил столь недавно выученное, что даже играл по нотам. По наблюдениям Милна в последнее время все больше музыкантов обращаются к Метнеру. Один из них молодой немецкий пианист Северин фон Эккардштейн. Дебютант Метнер-фестиваля.

Северин фон Эккардштейн, пианист (Германия): «Я очень люблю Метнера. Его музыка идет из глубины души. У него немецкие корни. И это гениальная комбинация русской и немецкой культур. Русская звуковая картина и немецкая архитектоника».

Сейчас в репертуаре Северина фон Эккардштейна 5 сонат Метнера. В планах еще несколько.

Хэмиш Милн, пианист (Великобритания): «Проблема в том, что продюсеры и промоутеры концертов всегда возражают против Метнера в программе концерта. Они боятся, что публика не придет».

Но публика не только приходит, но и с удовольствием знакомится с творчеством Метнера. На фестивале всегда рады и неизвестным сочинениям композитора и новым исполнителям его музыки.

Читайте также: Метнер - недооцененный гений русской музыки