11.01.2011 | 14:41

Премьера оперы-антиутопии "Последний музыкант"

Первое десятилетие двадцать первого века ознаменовалось окончательным крушением представления об опере как о самом консервативном жанре. Именно на оперной сцене были реализованы самые дерзкие и, зачастую, весьма успешные режиссерские эксперименты. Сочинители, со своей стороны, расширили традиционный круг «оперных» сюжетов. Так, московский композитор Ефрем Подгайц обратился к рассказу датского фантаста Нильса Нильсена о мире будущего, где «живую» музыку полностью вытеснила электронная. И лишь один человек - скрипач Бюффон - пытается бунтовать против «рая механических канареек». Премьера оперы-антиутопии «Последний музыкант» состоялась на сцене зала имени Чайковского. Рассказывают «Новости культуры».

У композитора Ефрема Подгайца 12 опер, большинство из них - пока только на бумаге. Одноактная опера «Последний музыкант» написана еще в 92-м году, и только сейчас - премьера. Почти 20 лет партитура оперы пролежала у композитора в столе.

Ефрем Подгайц, композитор: «Театрам не нужно, легче в тысячный раз поставить «Травиату»».

Мировая премьера оперы на концертной сцене, но действие максимально театрализовано. Найти солиста, который исполнил бы главную роль, было непросто – по замыслу композитора - это должен быть ребенок – скрипач, который живет в 23 веке и пытается спасти мир будущего, исполняя старинную музыку.

Ефрем Подгайц: «Сложно найти мальчика который спел бы Бюффона – арии, и при этом он должен играть на скрипке».

Давид Саркисян на скрипке играет с шести лет, также занимается вокалом. Пока правда не уверен, что хочет свое будущее связать с музыкой.

Давид Саркисян, исполнитель роли Вольфганга Бюффона: «Музыкант – это не очень стабильная профессия».

Литературная основа оперы «Последний музыкант» - рассказ датского писателя Нильса Нильсена. Фантастическое будущее. Музыку пишут роботы. Партитуры Моцарта, Бетховена объявлены вне закона и сожжены. Любителей старинных сонат и симфоний отправляют в психиатрическую больницу и заставляют там слушать попсу. Чтобы создать этот фантастический мир, композитор соединил в опере фонограмму и живой звук.

Ефрем Подгайц: «На самом деле это необычная опера. Здесь три типа музыки сочетаются. Это все на дискотеке 23 века – музыка дискотечно электронная записана. Отталкивался от современной попсы нашей пластилиновой».

Фонограмма записана в 92-м году. Тогда у композитора еще не было технических возможностей, которые дают современных компьютеры. Но переписывать не стали. По убеждению композитора то, что он записал 20 лет назад – речь об электронной музыке - актуально и сегодня.