12.01.2011 | 10:53

В музее Русской литературы прошел вечер памяти Виталия Стацинского

В музее Русской литературы ХХ века накануне вспоминали замечательного художника. «Вечер с Казимирычем» посвятили памяти Виталия Казимировича Стацинского. Само это имя не у каждого на слуху, хотя многие буквально «выросли» на его работах – в течение многих лет Виталий Стацинский был главным художником «главных» советских журналов для самых маленьких, «Веселые картинки» и «Колобок». В ноябре прошлого года мастера не стало. Остались редкие книги с его иллюстрациями, авторская графика, фотоархив – все это представлено на выставке. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Сила сопротивления неблагоприятным обстоятельствам у Виталия Стацинского была настолько велика, что он с успехом мог бы возглавить сразу несколько протестных движений. Это видно и по линиям рисунков, и по способу шутить, и по линии судьбы самого художника, ставшего в 12 лет узником Бутырки – за хранение оружия и попытку защищать родину зимой 41-го года. В тюрьме сокамерники просили сделать наколки - тут Стацинский и получил первый художественный опыт. Дальше был Полиграфический институт и работа в детских, но и своего рода оппозиционных журналах «Веселые картинки» и «Колобок».

«Я бы сравнил его с Колобком, потому что он и от Советской власти ушел и от бабушки с дедушкой, это был человек, который всюду себя чувствовал хорошо», - говорит куратор выставки Владимир Крижевский.

Стацинский эмигрировал во Францию в 1978 году, когда издательства нашей страны стали отказывать в работе. На выставке представлены успешные французские издательские проекты Стацинского, например, книга «Колобок» для французских детей, издание «Заветных сказок» Афанасьева, «Чистый понедельник» Бунина.

«Виталий, где бы он не был, и в Париже, и здесь – в Плесе, у него был, кстати, свой дом в деревне, он везде делал одно и то же – рисовал», - вспоминает вдова художник Татьяна Зверева.

Кроме иллюстраций к книгам и детским журналам на выставку попали и эротические рисунки Стацинского, и объекты – ими художник заинтересовался к концу жизни. Хотя самый настоящий Стацинский рождается между буквами и рисунками – именно по этому сочетанию можно безошибочно отличить Стацинского от всех остальных - почти в каждой работе есть история и текст, а в каждом рисунке – миллион деталей. Потому что точность - это главное – считал лучший продолжатель традиции русского народного комикса.