12.01.2011 | 11:38

90 лет со дня возвращения коллекции Эрмитажа из Москвы в Петроград

То, что отмечает в эти дни Государственный Эрмитаж, можно назвать в некотором роде юбилеем, хотя это пышное слово не слишком соотносится с характером события 90-летней давности. Часть эрмитажной коллекции картин вернулась тогда, в конце 1920-го года, в Петроград из Москвы, куда была эвакуирована в феврале 17-го по распоряжению Временного правительства. Революционные брожения в столице, дурные вести с фронтов Первой мировой делали Петроград не самым надежным местом для хранения шедевров, а древняя столица России выглядела в этом смысле спокойнее. Но Москва, охотно приютившая в своих музеях экспонаты Эрмитажа, не торопилась их возвращать. Рассказывают «Новости культуры».

 

В первые дни после Февральской революции в Эрмитаже царила тревога. Хранители и служители дни и ночи напролет дежурили в залах: ликующие толпы, праздновавшие обретение свободы на улицах Петрограда, внушали беспокойство. Именно тогда у служителей музея появилась мысль о временной перевозке коллекции художественных ценностей в Москву.

Елена Соломаха, старший научный сотрудник Отдела архива Эрмитажа: "Представляете, что такое вывезти весь этот огромный музей?! Какое количество ящиков находилось во всех этих помещениях!"

Все экспонаты картинной галереи переехали в Москву - в Кремлевский дворец и здание Исторического музея. Вскоре вокруг этих бесценных коллекций между двумя столицами развернулась настоящая борьба.

Елена Соломаха: "В Москве возникали разные идеи - кто-то вообще предлагал оставить это все в Москве, кто-то - поделить между Москвой и Санкт-Петербургом".

Эрмитаж протестовал. На еженедельных музейных советах обсуждались любые возможности возврата коллекции в Петроград. В апреле 1920 года хранители обратились к Владимиру Ленину с ходатайством ускорить решение вопроса. Но только в июне Совнарком, наконец, издал постановление о реэвакуации. Погрузка ящиков началась 15 ноября. Все работы по перевозке были хорошо организованы и обеспечены исключительными мерами охраны.

Отправление грузовиков с коллекциями происходило сразу двумя эшелонами - по 4 машины в каждом: три - с грузом, 4 - без - на случай поломки основных. Путь от Кремля до вокзала был полностью изолирован от любых случайных прохожих - военные с винтовками и пулеметами стояли по всему периметру дороги.

О том, как происходила встреча коллекций в Петрограде, говорят документы, сохранившиеся в архиве Эрмитажа. Там буквально по минутам расписаны события тех дней. 855 человек были заняты в разгрузке поездов. За 9 часов из вагонов вытащили 900 ящиков с картинами. С формулировкой: "дабы не лишать публику возможности поскорее увидеть картины" Эрмитажным советом было принято решение открывать залы галереи сразу по мере их заполнения. Уже через 10 дней был открыт зал Рембрандта. Все картины вернулись четко на свои прежние места - это удалось благодаря маленькой хитрости музейщиков.

Елена Соломаха: "Был придуман совершенно замечательный метод, когда картины эвакуировались, рамы оставались на стенах для того, чтобы потом легко восстановить экспозицию - только вставить картины в рамы".

Благодаря слаженной работе всего коллектива Эрмитажа, уже ко 2 января 1921 года Картинной галерее был полностью возвращен ее первоначальный вид. Эта дата - одна из главных вех в истории музея. Правда, хранители с сожалением говорят о том, что сейчас о ней мало кто вспоминает. Но забыть о той героической истории не дадут карандашные портреты тогдашних служителей Эрмитажа и картины, которые им удалось вернуть.