13.01.2011 | 19:36

В России возрождается профессия "церковный художник"

В России у специальности «церковный художник» непростая история. В советское время она фактически была исключена из списка профессий. Возвращение к прерванным традициям канонического церковного искусства началось после Великой Отечественной – в конце 1940-х годов. Сейчас церковных художников готовят в нескольких высших учебных заведениях, в том числе и в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Плоды трудов его преподавателей и выпускников представлены сегодня на выставке в Москве. Рассказывают «Новости культуры».

Ректор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев освящает выставку. Редкий, если не сказать уникальный, случай в российской выставочной практике. Впрочем, сама история кафедры монументального искусства уникальна и отражает историю воцерковления России. В 1999 году выпускники и преподаватели светского учебного заведения – Суриковского института – пришли в недавно открытый православный университет, чтобы заново, почти с нуля воссоздавать традицию, которой почти две тысячи лет. После революции она на семьдесят лет была прервана и забыта в России.

«Учась в Суриковском институте, я мечтала о том, что буду величайшим художником современности. Но когда мы поехали с нашим преподавателем в Оптину пустынь, я как-то пересмотрела свои взгляды. Поняла, что мой путь будет связан с церковным искуством. Мне монахи в Оптиной пустыни рассказывали, что церквоное искусство не низкого пошиба, а выскоое искусство», – рассказывает преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Светлана Васютина.

Казалось бы, основные герои и сюжеты библейской истории не меняются вот уже две тысячи лет лет. А строгий церковный канон – это тормоз для творчества. Так чему же тут учить, и о какой современности в церковном искусстве может идти речь? Такие вопросы, говорит руководитель кафедры монументального искусства Евгений Максимов, потому и возникают, что после революции была прервана преемственность и чуть была не потеряна совсем сама школа церковного искусства.

«Я знаю, что, например, в Афинской академии вдруг закрывают кафедру церквоного искусства. Почему? Потому что ученый совет признал, что это не искусство. Но на самом деле так не бывает, не должно быть. Кончено, это искусство, гигантские великие традиции!», – подчеркивает академик Российской академии художеств, заведующий кафедрой монументального искусства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Евгений Максимов.

Он расписал около двадцати храмов, в том числе Храм Христа Спасителя и Оптину пустынь. Сегодня Максимов отмечает ренессанс церковного искусства в России. Учиться монументальному искусству в Свято-Тихоновский приезжают со всего мира – из Европы, Кореи, Персии. А светские художники все чаще обращаются в сторону Церкви в своем творчестве. Иван Лубенников, автор интерьера трех станций Московского метрополитена и одной – парижского, летом начинает роспись храма в Переделкино.

«Пока мы не успокоимся и не поймем, что не надо торопиться и расскрашивать все храмы, а надо подождать и подумать, как расскрасить, как построить храм, а не новоделы из бетона... Должна сложиться ситуация, когда все силы будут за то, чтобы создать шедевр», – уверен член-корреспондент РАХ, народный художник России Иван Лубенников.

На вопрос, когда же в России появится новый Феофан Грек или Андрей Рублев и стоит ли их искать среди нынешних студентов, Иван Лубенников говорит: такие люди не появляются в процессе обучения, они рождаются один раз в тысячу лет.