22.07.2016 | 10:04

Борис Эйфман отмечает юбилей

Борис Эйфман изменил наше отношение к балету, расширив его жесткие рамки до немыслимых пределов. Он доказал, что танцу не чужд язык высокой трагедии и философской прозы. Переступив через множество хореографических табу, мастер дерзко соединил классику и авангард. Создал стиль, отразивший прошлое, настоящее и будущее балета, стиль не отвергающий, а развивающий традиции. Сегодня классик современного балета Борис Эйфман отмечает юбилей.

Автор нескольких десятков постановок, обладатель самых значимых театральных премий угадал свое назначение в очень раннем возрасте. Уже в 13 лет он начал сочинять и записывать хореографию.

"Главное мое счастье, что я почувствовал этот дар, почувствовал эту способность разговаривать на особом каком-то языке с тысячами людей. И почувствовав это, я сконцентрировался на реализации этого дара", - признается Борис Эйфман.

Это понимание помогало ему преодолевать все трудности: нужду и голод во время учебы и множество запретов, когда начал создавать из небольшой труппы при Ленконцерте свой балет, такой чуждый советскому искусству. Стал подбирать артистов - высоких, красивых, харизматичных, способных не только танцевать, но и играть. Этот критерий отбора работает у него до сих пор.

"Это абсолютно новая формация артистов балета. Это даже не танцовщики, это артисты, которые на сцене должны через движение, жест, экспрессию тела вызвать эмоцию души", - говорит Эйфман. 

"Во время постановочных бывают такие моменты, когдя я говорю: "Я так не смогу". Он говорит: "Ты еще не знаешь, что ты можешь!" И действительно. С ним на репетиции ты открываешь в себе новые качества физические и эмоциональные", - говорит солистка Театра танца Бориса Эйфмана Любовь Андреева. 

Удивляет зрителя он постоянно. Первым на российской балетной сцене обратился к творчеству Достоевского. Поставив "Идиота" и "Карамазовых", доказал, что балет может быть даже философским. Он приносит на репетиции стопки книг и погружает своих артистов в историко-литературный контекст.

"Лично мне, я помню, когда мы ставили балет "Роден", он выдал книжки, порекомендовал посмотреть биографические и художественные фильмы о Родене. То есть, чтобы артисты были подготовлены к тому, что их ожидает. Чтобы были небольшие образы движения. Потому что артист отталкивается от образа", - рассказывает солист Театра танца Бориса Эйфмана Олег Габышев. 

И считает самым главным своим конкурентом себя самого. Только так можно достичь совершенства, а потом идти дальше. Тем более, что их ждут великие дела. Через три года должен быть построен Дворец танца, мечту о котором Эйфман вынашивал два десятилетия. Для подрастающего поколения артистов - учеников его Академии танца - будет построен Детский театр. Так что ему не придется даже ничего загадывать в свой день рождения.

"Я ничего специального не задумывал, потому что у меня столько проектов, столько не реализованных сегодня идей, что мне нового ничего не надо задумывать. Мне надо только молить Бога дать здоровье и силы, чтобы это все реализовать", - отмечает Эйфман.  

Сегодня в 22:10 телеканал «Россия К» показывает документальный фильм "Главные слова Бориса Эйфмана"

Новости культуры

Читайте также:

К юбилею Бориса Эйфмана

В Северной столице открылась выставка, посвященная 70-летию Бориса Эйфмана

Борис Эйфман поделился творческими планами в преддверии своего юбилея