20.07.2016 | 16:45

80 лет со дня рождения Мариса Лиепы

27 июля – 80 лет со дня рождения выдающегося танцовщика Мариса Лиепы. К этой дате в эфире телеканала "Россия К" – документальный фильм "Марис Лиепа... Я хочу танцевать сто лет" (27 июля, 19:45; 30 июля, 15:20) и балет "Спартак" (30 июля, 13:05) в рубрике "Легендарные спектакли Большого" (запись 1970 года).

Марис Лиепа, одна из легенд прославленного советского классического балета, мечтал танцевать до ста, но едва дожил до 53-х. Он родился и учился в Риге, его творческое становление было связано с Рижским театром оперы и балета и Московским музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. Главным же в судьбе Мариса Лиепы стал Большой театр, увидев который, тринадцатилетний танцовщик поставил цель – станцевать на этой прославленной сцене Принца в "Лебедином озере", и где в итоге он прослужил более 20 лет, исполнив ведущие партии во всех знаковых спектаклях (Зигфрид, Альберт, Базиль, Дезире, Ромео, Ферхад и другие). Марис Лиепа внес огромный вклад в развитие балетного искусства. Он обладал виртуозной техникой, пластической выразительностью "говорящего" тела, музыкальностью, редкими для артиста балета актерскими данными. "Никто не умел так прыгать, как он, никто не повисал в воздухе так надолго, – вспоминает в фильме "Марис Лиепа… Я хочу танцевать сто лет" (27 июля, 19:45; 30 июля, 15:20) Евгений Гинзбург. – Но это все была не техника, это была душа, – тело-душа – он был гениальным драматическим актером на балетной сцене".

Многие считали Лиепу баловнем судьбы – блистательная карьера премьера Большого театра; успех, звания и премии, поклонники и поклонницы. Он танцевал ведущие партии с лучшими балеринами – Ольгой Лепешинской, Раисой Стручковой, Мариной Кондратьевой, Екатериной Максимовой, Натальей Бессмертновой, Ниной Семизоровой, Майей Плисецкой, в театр ходили специально "на Лиепу", но при этом он сам относился к славе спокойно. "Когда ты работаешь на сцене, нужно работать не на размер сцены, а на размер космоса, – признавался Марис Лиепа. – Слава – это ничто, танец – это все… Я хочу жить и танцевать сто лет…".

Самой главной ролью в творчестве Мариса Лиепы стала партия древнеримского полководца Марка Красса. Юрий Григорович ставил балет на Лиепу-Красса. И такие яркие роли, созданные в расчете на актерскую индивидуальность – подарок судьбы, как говорил Марис Лиепа. Над этим образом он работал скрупулезно, с упоением прорабатывая каждую деталь. "Утром, еще не открывая глаз, не вынырнув полностью из сна, я знаю, что сегодня танцую Красса. Я знал об этом и вчера, и позавчера. Уже несколько дней я чувствую в себе эту медленно сжимающуюся пружину. Удивительное состояние: вот сейчас пружина сжата до предела, только бы удержать ее в этом состоянии предельного напряжения, чтобы через несколько часов дать ей возможность распрямиться, взорваться со всей силой, на которую она способна!", – писал артист в дневнике. На сцене Большого театра Лиепа более сотни раз перевоплощался в неистового защитника старого Рима, за это время успел сразиться с несколькими Спартаками, но самым ярким считается дуэт Лиепа – Васильев. Балет "Спартак" (30 июля, 13:05) в постановке Юрия Григоровича стал настоящим прорывом, перевернув все существующие до этого представления о героико-романтическом жанре в балете. Григорович привнес новую эстетику и новое понимание танца. Впервые в истории мирового балета танцовщик в спектакле стал равен балерине, а партии Спартака и Красса до сих пор остаются эталонами мужского танца XX века.

После Красса Марис Лиепа станцевал в Большом только четыре новые партии – ничтожно мало для такого великого артиста. Его фактически отлучили от сцены любимого театра. "Любой актер может прожить без денег, даже какое-то время – без любви, без друзей. Но не может жить, выжить без новых ролей, без новой работы. Он задохнется". 28 марта 1982 года решением конкурсной комиссии Большого театра Марис Лиепа был признан профессионально непригодным для балета. Артист пытался доказать чиновникам от искусства, что находится в хорошей физической форме и может танцевать, но решение об его увольнении обжалованию не подлежало. Он пытался найти себя вне Большого театра: снимался в кино, устраивал встречи со зрителями и творческие вечера, где не только танцевал, но и пел, пробовал рисовать, писал стихи и воспоминания… Но без балета, без Большого театра он не мог, уход из театра обернулся для Мариса Лиепы настоящей трагедией. "Продолжается хандра и дикая тишина – запишет в отчаянии артист. – Для чего ждать, жить, быть? Бесперспективность – это, наверно, самое страшное в жизни. Если ничего нет, и не ожидается, для чего жить? Вот и убиваю себя, чтобы не мог, не успел, чтобы все во мне омертвело. Самое страшное не умереть, а перестать жить…"

В программе принимают участие: Андрис Лиепа, Илзе Лиепа, Александр Ширвиндт, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Марина Кондратьева, Александр Ворошило, Евгений Гинзбург, Наталья Бондарчук. Использованы фрагменты из дневников Мариса Лиепы и его книги "Я хочу танцевать сто лет". Дневники Мариса Лиепа читает актер МХТ им. А.П. Чехова Павел Ващилин.


Пресс-служба телеканала "Россия К"