21.07.2016 | 11:28

В Гатчинском императорском дворце реставрируют домовую церковь

Церковь Живоначальной Троицы в Гатчинском императорском дворце – место особое. Именно туда, к примеру, когда-то были привезены святыни Мальтийского ордена. Домовая церковь единственная, сохранившая облик с середины XIX века. Однако внутреннее её убранство во многом было утрачено. 

Императорский храм Гатчинского дворца - одно из лучших творений зодчего Романа Кузьмина. При перестройках середины XIX века он сумел придать небольшому помещению черты просторной неороманской базилики. Церковь Святой Троицы задумывалась еще при первом владельце резиденции - графе Орлове. Начиная с Екатерины Второй там молились все российские императоры. Одна из самых драматичных страниц истории храма связана с периодом оккупации и 1944-м годом.

Во время освобождения Гатчины дворец горел, пострадало множество интерьеров, но огонь остановился ровно у чугунной лестницы дворцовой церкви. Одни объясняют это особенностями материалов, которые использовал Кузьмин, прихожане усматривают в этом событии божественный знак.

Церковному интерьеру сравнительно повезло и в послевоенное время, когда дворец занимал закрытый институт "Электронстандрат". Под куполом размещались информационный центр и библиотека. В 2003 году при государственном музее-заповеднике образовалась православная община, что позволило избежать имущественных споров. Музейщики, они же - прихожане, начали реставрационный процесс.

"Мы счастливы быть участниками и свидетелями возрождения любимого храма Александра Третьего. Некогда эти стены украшали более 700 икон самого высокого художественного уровня", - отмечает реставратор Владимир Васильев.

О том, что под сводом находятся какие-то изображения музейщики знали давно, но только в 2015 году с постановкой лесов их удалось полностью раскрыть. Прихожане были поражены - в потолке гнездились 96 херувимов восьми различных типов. Живопись на картоне середины XIX века.

"Работа сложная, но сохранность большинства херувимов была достаточно хорошая. Наша задача была выполнить именно комплекс консервационных работ, то есть чтобы дальше они могли жить своей жизнью и не разрушаться", - рассказывает реставратор Дина Фомитова. 

Для восстановления утрат все изображения херувимов были демонтированы, по остаткам стекла в двух рамах воссозданы витражи XIX века. Реставраторы готовятся к следующему этапу работ. 

Новости культуры