20.07.2016 | 12:20

В псковском Спасо-Преображенском соборе начинается второй этап реставрации

В этом году исполняется 860 лет первого упоминания Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Новгородской летописи. Храм, построенный византийскими мастерами, знаменит своими обширными фресками начала XII века. Сейчас начинается второй этап ремонтно-реставрационных работ. И основная задача мастеров – не повредить древние фрески.

Открывается оригинальный проем XVI века, который здесь был. Решетка вставлена через 100 - 200 лет после самого проема. Прежде чем демонтировать оконный или дверной проем, реставраторы устанавливают его историю, фиксируют в журнале реставрации. Ветхие конструкции вынимают так, чтобы не повредить древнейшие фрески. На их место поставят точные копии, выполненные из аутентичных материалов. Методика отработана. Фрески защищены. Храм открыт для туристов.

«После первого этапа реставрации, когда произошла вычинка стен, у нас температурно-влажностный режим стабилизировался, и теперь нам его сохранить гораздо легче», − рассказывает хранитель фресок Спасо-Переображенского собора Таисия Круглова.

Реставрационные работы выполняют псковские специалисты по проекту архитектора Владимира Никитина. Во время исследований были обнаружены первоначальные дверные и оконные проемы. Они раскрыты и будут сохранены. Каждый − особенный. Ни одного повтора. Как, например, в одной из келий схимника. Четыре окошечка - связь с миром.

«Мы находимся в юго-западной палатке, она тоже в XII веке построена, сразу после постройки собора. Скорее всего, это была келья затворника, одного из новгородских архиепископов, который ушел на покой. И здесь он жил постоянно, не выходя, а с помощью окна, выходящего в четверик, он мог участвовать в богослужении. Слышать его и видеть», − объясняет архитектор-техник Александр Мельников.

Псковский бут − камень легкий, гигроскопичный и хрупкий, из которого выстроен собор и весь древний город, − освобождают от поздних цементных скреплений. Одна из главных задач − дать возможность памятнику «дышать», набирать и отдавать влагу. Поэтому вместо цемента в работе по укреплению объемов используют современный паропроницаемый материал, феноменально прочный, который разработан российским НИИ.

«Утеплить самые первые распашонка-кованые двери просто необходимо. Придать им старину с внешней стороны. Но при этом они должны защищать от мороза, от излишней влаги», − говорит представитель реставрационной организации Валерий Черноок.

Второй этап реставрации закончится к концу лета. В 2017 году планируется освобождение наружных стен памятника от метровой толщи культурного слоя и археологические исследования, а также строительство водоотводных лотков, работы под кровлей, в надхрамовой части, которые не проводились со времени строительства собора.

Новости культуры