18.07.2016 | 09:38

В Центральном Манеже открылась выставка редких икон

В Центральном Манеже открылась выставка, на которой представлено три сотни икон из собрания известного коллекционера Феликса Комарова. На них – Креститель Руси великий князь Владимир, благоверные князья-мученики Борис и Глеб, московские святители, преподобный Сергий Радонежский, юродивый Василий Блаженный, отрок царевич Димитрий. По количеству иконографических раритетов коллекция Комарова превосходит многие собрания и государственные, и частные, но в первую очередь она удивляет иконами малоизвестных святых.

В Манеже представили 308 икон, созданных в разные века – от XVI до начала XX столетия. Есть здесь и очень редкие, которые практически невозможно встретить, к примеру, единственная известная на сегодня икона Ксенофонта Робейского.

Даже в православной энциклопедии не был представлен его образ, как и лик другого новгородского святого – Константина Косинского.

«Ни автору, ни редактору, ни вообще научному сообществу были неизвестны образы этих святых, то есть они просто не сохранились, ведь очень многие монастыри на Руси были уничтожены. Какие-то иконы в годы репрессий местные жители сумели сохранить», – говорит старший научный редактор центра «Православная энциклопедия», кандидат исторических наук Елена Романенко.

До наших дней сохранился и образ блаженного Николая Кочанова. На выставке он рядом с митрополитом Московским святителем Алексием, в царском наряде.

«Судя по стилистике живописи, её заказали в Холуе: холуяне так работали – немножечко от себя, и вот в данном случае мы видим новгородского юродивого, одетого в царские одежды. Мне пока такой вариант ещё не встречался. Он прославился тем, что его мощи стали творить чудеса», – объясняет куратор проекта Ирина Бусева-Давыдова.

Как и мощи Симеона Верхотурского. При земной жизни он был бездомным. Путешествовал из центральной части страны до Урала – Верхотурья, жил простой жизнью: летом рыбачил, зимой чинил крестьянские шубы. Был похоронен по христианскому обряду.

«И мощи-то оказались нетленные. И от них стали происходить чудеса. Тогда церковное начальство – митрополит Игнатий Римский-Корсаков, предок композитора Римского-Корсакова – приехал изыскать, что же это такое. Чудотворец ему явился во сне и трижды назвал своё имя», – рассказывает куратор.

Симеона Верхотурского канонизировали. Его мощи были обретены в 1692 году, через 300 лет после кончины одного из самых почитаемых на Руси святых – Сергия Радонежского. На иконе, которая предположительно написана в Новотихвинском монастыре в Екатеринбурге, они изображены вместе. Выставка дает возможность узнать больше о наших святых, среди которых были не только русские, как, например, Пётр Ордынский – татарский царевич, принявший христианство в XIII веке и основавший в Ростове Петровский монастырь.
 

Новости культуры