19.07.2016 | 15:52

В Петербурге работают над созданием барельефов для стелы "Город воинской славы" в Гатчине

История Гатчины, отлитая в бронзе. В Петербурге работают над созданием барельефов для гатчинской стелы воинской славы. Её установили весной, ко Дню Победы. Но работы ещё не завершены. Теперь - уже к юбилею самого города - стелу дополнят 16 бронзовых панно. 

В литейном цехе невыносимо жарко. Температура воздуха - за сорок, металла - больше тысячи градусов. В таких условиях рождаются бронзовые барельефы для гатчинской стелы воинской славы. Причем литейщики используют один из самых древних способов – «Утраченный воск». С его помощью можно максимально точно воспроизвести эскиз художника.

«Это более совершенный метод древнего литья. Есть метод утраченного воска. Тогда наносили глиняную смесь. Потом опускали в печь, и там все выгорало. Поэтому и называется "утраченный воск"», - объясняет начальник литейного цеха Николай Оснос.

Сейчас так называемые «восковки» - готовые слепки образцов, сначала предают другой стихии - воде. После того, как бронза остынет, форму опускают в кипяток. В нем воск полностью растворяется. После этого формы все же обжигают в печи для прочности. 

Каждый барельеф литейщики разбивают на несколько частей. Так можно исключить брак. Затем, в соседнем цехе, собирают с помощью сварки. И уже в несколько этапов доводят до ума.

На то, чтобы отлить один большой барельеф, уходит около трех дней. Но, это только малая часть всей работы. На следующем этапе мастера берут в руки бормашины и чеканы.

Сейчас здесь заняты эпизодами Великой Отечественной войны. Некоторые из них уже готовы. Например, подвиг танкиста Зиновия Колобанова. Его экипаж в окрестностях Гатчины летом сорок первого уничтожил из засады 22 немецких танка. А вот карта наступательной операции «Январский гром» собрана еще не до конца. 

«Фрагменты отдельные - не тяжелые. Сам он целиком - около 100 килограммов. Толщину невозможно указать. Сама бронза где-то тоньше, где-то толще получается», - говорит руководитель работ по реставрации и воссозданию предметов декоративно-прикладного искусства Иван Махиборода.

В мастерской же скульптора Михаила Попова, в отличие от литейного цеха, уже абсолютная тишина. Здесь художники работают сразу над четырьмя барельефами. Великая Отечественная война, Первая мировая, война 1812 года и зарождение гражданской авиации. 

По словам Михаила, у Гатчины слишком богатая история, чтобы уместить ее на 16 бронзовых квадратах. Поэтому эскизы пришлось делать долго. Художники изучили десятки архивных справок и фотографий, даже брали консультации в музеях. Все для того, чтобы максимально точно отлить в бронзе исторические моменты. 

«Мы лепим образы конкретных людей, и попадание в его специфические внешностные данные очень важно. Постоянно нужно быть собранным», - признается скульптор Михаил Попов.

На серию из четырех барельефов скульпторы тратят две недели. Три четверти элементов уже готовы. Работу над оставшимися планируют закончить уже в начале августа. Затем, говорят мастера, дело за литейщиками. Панно должны украсить стелу воинской славы ко дню основания Гатчины - 17 сентября.

Новости культуры