23.08.2012 | 11:33

Современность глазами японских фотографов на выставке "Новые горизонты"

У фотографии, такой доступной и привычной сегодня, в разных частях света разная история. Вполне можно утверждать, что в Японии фотография отметилась еще в XVII веке, когда голландские путешественники привезли в Нагасаки камеру обскура. Позже на первых снимках проявились пейзажи, это было то, что сегодня назвали бы «арт-фото». Технологии совершенствовались и позволяли в десятки раз приближать горизонты, но ни на йоту не изменили природу человеческого видения. В столице открылась выставка современной японской фотографии «Новые горизонты». Рассказывают «Новости культуры».

Все эти снимки были отобраны японским обществом фотографии в рамках ежегодного национального конкурса. Для российских зрителей это первостепенно – работы делались не на экспорт, а для себя. Значит можно увидеть то, что действительно волнует сейчас японцев. На многих фотографиях – виды природы. Одна из самых высокотехнологичных стран мира вот уже много столетий черпает вдохновение в очень простых вещах. Таких, как бонсай – искусство выращивания в миниатюре точной копии настоящего дерева. Своими корнями уходит в далекое прошлое. Кстати, не Японии – Китая.

Японская школа фотографии – одна из трех признаваемых во всем мире, наравне с европейской и американской. Но отличается особым подходом: живя на островах, невозможно смотреть на мир так же, как он смотрит на тебя.

«Может быть, они больше смотрят внутрь себя – не наружу, а внутрь, – говорит куратор выставки Андрей Мартынов. – Даже если пейзаж присутствует, все равно за ним лежит какая-то концепция, попытка соизмерить себя с историческим временем».

Здесь древнее встречается с современным, вечное – с мгновением. Черно-белая, снятая в репортажной манере Хиросима и буквально ощущаемое на вкус разлитое специально для съемки, снятое макрообъективом красное вино. Разные стороны такой небольшой и совсем неизвестной для нас Японии. Последнее время там – бум фотографии. Половина авторов – девушки. Это еще одна особенность выставки. Не просто японский взгляд на мир, это взгляд на мир молодых японок.

«Серия, посвященная музею в Хиросиме… Там сняты люди, которые смотрят экспозицию мемориального комплекса, – рассказывает искусствовед Яросла Амелин. – Но ведь это не просто фотографии людей, это больше про их чувства, про то, что испытывают эти люди почти 70 лет спустя, смотря на трагедию».

Чтобы понять японцев, нужно все-таки поехать в Японию. Ну, или хотя бы увидеть эти фотографии. Они главный ключ к пониманию всей выставки и, возможно, японского подхода к жизни вообще. Асако Сайто выбирала ничем непримечательные картинки из жизни. Но вот что примечательно: выбирая их, она придерживалась одной концепции – если историю Земли принять за сутки, то мы, люди, появились здесь на последней минуте – в 23 часа 59 минут 30 секунд. Эти фотографии – те самые бесконечно долгие полминуты человеческой истории.