17.01.2011 | 10:44

Премьера спектакля Кирилла Серебренникова

Премьера спектакля, который Кирилл Серебренников поставил по нашумевшему роману Натана Дубовицкого "Околоноля" в Театре под руководством Олега Табакова, прошла в субботу с большим успехом.  "Интерес к этому произведению был обоюдным - и со стороны театра, и с моей. Я люблю работать с произведениями, которые имеют общественный резонанс, и считаю, что подобные сочинения, а роман продолжает быть бестселлером, должны находить свое воплощение в кино и в театре. Но не только в этом причина интереса к "Околоноля": здесь сочетается острое современное содержание и яркий текст, возбуждающий фантазию, провоцирующий эксперименты в области сценической формы", - сказал Серебренников.

Современная действительность в романе и в спектакле предстает в крайне неприглядном виде: получается, что она состоит из убийств, казнокрадства, продажных писак-наркоманов и высокопоставленных садистов и извращенцев.  Как говорит главный герой, которого играет Анатолий Белый, "люди у нас делятся на ползающих и их использующих". Другой персонаж отмечает, что "коррупция и оргпреступность у нас - такие же несущие конструкции, как школа и мораль", а "на юге можно все, только за деньги". Можно сказать, что все крашено черной краской, тем более, что краски и свет становятся в этой постановке полноценными действующими лицами.

Спектакль начинается прямо у входа в театр: зрителям приходится преодолевать темные коридоры при слабом свете фонариков, а затем проходить по тонким мосткам, лежащим на книгах. Их путь сопровождается музыкантами, играющими на вибрафоне, кларнете и виолончели, и репликами пары клоунов, предупреждающих публику, что зрелище ей предстоит нелегкое. Собственно зрительный зал представляет собой абсолютно черное прямоугольное пространство без сцены. Спектакль сопровождается демонстрацией специально созданного Денисом Пановым и Владимиром Епифанцевым фильма, который по сюжету снимается на засекреченной кавказской студии. Именно его содержание потребовало предупреждения о том, что детей до 16 в зал лучше не допускать.

Все критики, присутствовавшие на премьере, отмечали блестящую, вдохновенную игру актеров, каждому из которых доставалось сразу по нескольку подчас диаметрально противоположных ролей. Представителей прессы на премьере оказалось больше всего, собрались также близкие и друзья актеров и режиссера, среди которых были Филипп Янковский и Юлия Меньшова.

Читайте также:

«Околоноля» в постановке Кирилла Серебренникова на Малой сцене МХТ