15.07.2016 | 19:51

Музыкальный театр имени Станиславского завершает балетный сезон премьерой

В Музыкальном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко – последняя премьера сезона. Кристиан Шпук представляет хореодраму «Анна Каренина». Балет не одноактный и не бессюжетный, как это сейчас модно, а с чётко выстроенной драматургией и подробным анализом характеров героев. Об устройстве человеческих эмоций Кристиан Шпук рассуждает с немецкой педантичностью и весьма рационально. Кстати, у руководителя Цюрихского балета есть даже опыт работы в сфере психиатрии.

«Книга Толстого, тяжелая для багажа, иначе я бы привез ее в Россию», – говорит Кристиан Шпук. «Анну Каренину» читал дважды. Побаивается московской премьеры, хотя в Цюрихе и Осло были восторженные рецензии. Но Восток - Запад – не география. Разная ментальность.

«Я не судья и не адвокат Анны. Я пытаюсь понять ее сложный характер, объяснить поступки, но делаю это как западный человек, хотя Толстой тоже не судит, а предлагает. Иногда во время репетиций я возвращался к некоторым страницам книги, по-новому воспринимая их», - объясняет балетмейстер-постановщик Кристиан Шпук (Швейцария).

Шпук сделал историю трех семей. В центре - любовный треугольник Вронский - Каренин - Анна, где страсть и трагедия правят балом.

Трещащий по швам брак Стивы и Долли – с изменами, обидами, скандалами. Компромиссная любовь Кити и Левина с бегством от одиночества, свадьбой.

Три Анны Каренины готовят премьеру. Наталья Сомова, перетанцевавшая принцесс и красавиц, погрузилась в бездну разрушительной страсти. Красный, черный, белый – цвета костюмов ее героини. В них она проживет сто минут от любви до смертельного отчаяния. 

«Сама хореография не так сложна. Сложности, в основном, в костюмах и в том, чтобы передать внутреннее состояние», - считает прима-балерина Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Сомова.

Сцена практически пуста, не считая рояля и подиума, который трансформируется в перрон вокзала, трибуну ипподрома. Экран с черно-белым видео – мелькают улицы Петербурга, скачки, поезд – словом, минимализм. Весь акцент на танец.

250 костюмов по моде XIX века художницы Эммы Райот заставили балерин нервничать. Корсеты, турнюры, шлейфы передают дух эпохи. В таких платьях хорошо сниматься в кино, но не танцевать. Мужчинам проще – костюмы-тройки, никаких трико, которые, кстати, терпеть не мог Толстой. В этом фраке, застегнутый на все пуговицы - Станислав Бухараев даже в антракте чувствует себя обманутым Карениным.

«Мы должны убедить зрителя в том, что страсти настоящие, несмотря на классичность произведение, оно современное, оно откликается в любой русской душе», - убежден первый солист балетной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Станислав Бухараев.

«Анна Каренина» Шпука теперь в одной афише с «Татьяной» Ноймайера и «Майерлингом» Макмиллана. Еще одна история, в которой нет счастливого конца. Можно ли выиграть, отдаваясь страсти, разрушая нормы, бросая вызов обществу, или это всегда крах – вопрос, который больше всего волнует самого Кристиана Шпука. 


Новости культуры

Читайте также:

На "Худсовете". Худрук Цюрихского балета Кристиан Шпук