17.01.2011 | 10:50

"Околоноля" в постановке Кирилла Серебренникова на Малой сцене МХТ

Одна из литературных интриг 2009 года в наступившем году получила сценическое продолжение. Роман «Околоноля» написанный неизвестным российскому читателю Натаном Дубовицким сразу привлек к себе внимание. Зацепила книга и Олега Табакова, в ней по его словам, есть «талант» и «боль», которые «сымитировать нельзя». Воплотить роман на сцене – Табаков предложил режиссеру Кириллу Серебренникову. Премьера спектакля «Табакерки» прошла на Малой сцене Московского художественного театра. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Зрителям спектакля «Околоноля» предстоит совершить многое, чего они никогда раньше не делали. Например, никто в здравом уме никогда не наступает ногами на книги. А с этого экстремального ощущения все и начинается – зрители заходят в умышленно затемненный зал, шагая по великим классикам. Метафора – в лоб, однако в последующие четыре часа их будет еще столько, и прямых до примитива, и сложных до крайней изысканности, что о книгах зрители вспомнят, только когда пойдут назад, притихшие или взнервленные, с красными от напряжения глазами.

«Я хотел сделать жесткий, бескомпромиссный спектакль, - говорит режиссер Кирилл Серебренников. – Реакция на него жесткая, отчасти из-за текста, который, по слухам, написал высокий чиновник, отчасти из-за качества самого текста, в котором хлестко говорят правду, которую обычно не принято говорить».

Намерения режиссера совпали с желанием худрука. Табаков говорит о том, что его сразу зацепил роман «Околоноля», и дело вовсе не в окружающей этот текст литературной мистификации.

«Видимо, напряжение в нашем обществе зашкаливает, - говорит Олег Табаков. – Все эти манежные дела, все эти станицы кущевские – все это наводит на мысль, что необходима санация

Тем, кто сочтет спектакль шокирующим, авторы задают вопрос: а как можно в мягкой и приятной для глаза форме рассказывать об обществе, стоящем на краю бездны?

«Как мы можем об этом рассказать через розовые очки, через романтизм? Не получится! Я вам честно скажу, мне, как зрителю, было бы очень тяжело это смотреть, но я знаю, зачем мы это делаем», - говорит артист Владимир Качан.

Когда такими понятиями, как коррупция, сращение государственных и криминальных структур, политические спекуляции, оперируют публицисты, никто и не ожидает, что это будет развлекательная статья с красивыми фото. В театре же эти злокачественные образования на внешне гламурно-прекрасном, подтянутом теле современного общества, рассматривают через увеличительное стекло рампы. Потому и оборачиваются эти проблемы шекспировским масштабом. Герой «Околоноля» - Гамлет, только без духовного багажа, но зато на средствах передвижения, содержащих куда больше лошадиных сил, чем было скакунов в конюшне принца датского.

«Шекспировский текст уводит нас в сторону игры. Мы же говорим о том же, о движении к смерти и страхе перед ней, только современным языком. Мне эта роль ближе», - говорит артист Анадолий Белый.

Зрителям интеллектуальным сразу удается за эпатажной стилистикой, за шокирующим достоверностью видео со сценами насилия, увидеть шекспировскую вселенную.

«Околоноля» - это не холодно, не жарко, то есть никак. Самое опасное состояние. На спектакле «Околоноля» Кирилла Серебренникова кто-то будет холодеть от ужаса узнавания, кто-то – задыхаться от жара обличения, но остаться в пределах около ноля не удастся никому.