17.01.2011 | 11:12

Герц Франк: "Документалист должен снимать все, но не все показывать"

История документального кино второй половины двадцатого века была бы иной, если бы в ней не было фильмов Герца Франка. «Старше на 10 минут», «Флэшбэк», «Жили-были семь Симеонов» – всего более 20 картин, многие из которых отмечены призами престижных киносмотров. «Документалист должен снимать все! Но далеко не все показывать». Таков творческий принцип режиссера. Классик отечественного кино сейчас живет в Израиле, преподает в разных киношколах мира, и снимает свой новый фильм. Сегодня Герцу Франку – 85. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Его никогда не увидишь в строгом костюме. Герц Франк одним своим видом создает неформальную обстановку. Неважно, где – на съемочной площадке или на сцене во время мастер-класса. Его называют главным мудрецом мировой документалистики. А он любит цитировать изречения других. Например, Петрова-Водкина.

«Может быть, все искусство – только репетиция, чтобы человек превратился в искусство», - говорит он.

Он из тех режиссеров, которые всегда знают, что снимать, как снимать и для чего. В своей работе меньше всего старается зависеть от случая. Хотя в документалистике это почти невозможно. Свой главный шедевр – «Старше на 10 минут» он выверял с математической точностью.

«Важно было не просто включить камеру и смотреть, важно было начать кадр с общего плана», - говорит режиссер.

Десять минут экранного времени без единой склейки. Маленький мальчик в кукольном театре. И вся гамма чувств, не подвластная даже самому гениальному актеру. О режиссерских секретах фильма-легенды Герц Франк говорит неохотно. Известно лишь: ради этих 10 минут камеру и свет выставляли часами.

«Свет выставляли снизу. Это была подсветка, - рассказывает режиссер Сергей Мирошниченко. Она была ниже намного, поэтому вы видите высвеченные с нижней точки глаза ребенка. Он хотел получить высоту духовного роста человека за 10 минут».

Тема духовности, ее роста или падения - у Франка - центральная. Он искал ее даже в камере смертника. И нашел. А несколько лет назад отправился в Верону. Пытался найти духовность у посетителей Дома Джульетты.

Снимать кино о вечном, и удержаться от соблазна стать судьей. Приговор он вынесет лишь однажды и только одному человеку - самому себе. Фильм «Флэшбек» - исповедь, раскаяние - одновременно и в жестокости документалиста, и в его человечности.

Голосом - таким же спокойным и мелодичным - он расскажет в этом фильме и о главном разочаровании - встрече со взрослым уже героем из «Старше на десять минут», и главной трагедии - смерти супруги. Вскроет свое сердце - и в прямом, и в переносном смыслах.

«Поражался, как человек развивался - совершенно разные фильмы. Есть очень сложные фильмы, драматически сложные, изобразительно. А есть простые - как «Старше на 10 минут». Но это все кино. Думаю, что Франк ушел далеко вперед», - говорит режиссер Сергей Дворцевой.

Сейчас он снимает новый фильм. О чем? Конечно, не скажет. Главное – Герц Франк вновь увидит и покажет нам то, мимо чего другие пройдут, не заметив.