17.01.2011 | 11:21

Печать. 17 января 2011

Какие перспективы, неведомые современникам, открыл Осип Мандельштам? Понимание народности изменилось, меняется и концепция музея народного творчества. И – чем завершается чеховский юбилейный марафон в Северной столице? Подробности – на страницах утренней печати и в обзоре «Новостей культуры».

 

 

***
Исполнилось 120 лет со дня рождения Осипа Мандельштама, нашедшего в поэзии перспективу, неведомую его современникам. Она простирается вглубь - «до слез, до прожилок, до детских припухших желез». Так начинается материал в газете «Известия», посвященный юбилею поэта. Может быть, именно Мандельштам дал самое точное определение своей эпохи: «Мы живем, под собою не чуя страны». Это не только к тем временам относится. Недолгая десталинизация начала 60-х не смягчила посмертную участь великого поэта. Его упорно не печатали. А когда в серии «Библиотека поэта» вышла тоненькая книжка стихов Мандельштама, ее снабдили ужасным предисловием - говорилось о какой-то «исторической вине» поэта и почти ни слова о его трагической гибели в лагерном бараке. Столь устойчивая ненависть, спустя много лет после гибели -еще одна загадка советского времени, рассуждают сегодня «Известия».

***
Гостем журнала «Итоги» стала директор Всероссийского Музея декоративно-прикладного и народного искусства Маргарита Баржанова. Поводом для разговора послужил юбилей, который музей отметил в прошедшем году, приурочив к этому событию ряд уникальных выставок. Сегодня, 125 лет спустя, изменились не только понятие народности, но и сама концепция музея как учреждения культуры. Все-таки ХХI век на дворе, продвинутые технологии вокруг, людей трудно заманить на народное творчество – говорит Бажанова и продолжает - вы попробуйте произнести без остановки название нашего музея. Получится «декоративно ­ прикладного и народного искусства». «Инородного», а не «народного»! В первую очередь нашему музею нужно изменить название. Каким должен быть современный музей народного творчества? Что нужно сделать для того, чтобы посетители шли туда круглый год? Этим с «Итогами» делится Маргарита Баржанова.

***
Премьеры в Небольшом драматическом театре случаются нечасто. Потому внимание к ним всегда особенно пристальное, пишут сегодня «Санкт-Петербуржские ведомости». Лев Эренбург репетировал пьесу «Три сестры» больше трех лет. И вот, наконец, состоялась одна из самых интересных премьер прошедшего года. «Три сестры», пишет газета, получились великолепным, глубоким психологическим анализом, очередной человеческой попыткой ответить на вопрос: почему же на свете нет счастья? Почему максимум, что людям отведено, – это покой и воля? Почему мы не видим возможного счастья, которое совсем рядом? И понимаем, как Ирина Прозорова, что уже слишком поздно, лишь когда не остается в живых того человека, который бы помог нам завязать непослушный шнурок.