23.08.2012 | 12:26

Музей изобразительных искусств города Нант представляет свои шедевры в Москве

Государственный центр современного искусства и Московский музей современного искусства принимают шедевры собрания музея изобразительных искусств французского города Нант. История его коллекции началась в 1801 году, с указа Наполеона Бонапарта. Так называемым «указом Шапталь» в распоряжении 15-ти новообразованных музеев оказались «сокровища, отвоеванные у врагов республики». С 1838-ого года Нантский музей приобретает, в первую очередь, произведения современных мастеров. Рассказывают «Новости культуры».

Тинторетто и Грез в стенах Государственного центра современного искусства – такое впервые! Щедро предоставленные Музеем города Нанта шедевры старых мастеров рядом с произведениями современных художников позволяют проследить историю двух жанров: портрет и пейзаж, – на долгой дистанции.

ГЦСИ повезло: Музей изящных искусств города Нант закрыт с сентября прошлого года до конца года следующего. На реконструкцию. Специально под искусство второй половины ХХ века – а его в этом музее более двух тысяч единиц хранения – строят новое здание. Именно за современным искусством приехали к французам русские кураторы, но реальность превзошла их ожидания.

«Вообще мы не ожидали, что увидим такие удивительно старые работы, XIII-XIV веков, мастеров раннего возрождения, византийской живописи», – говорит куратор выставки Ирина Горлова.

Влюбившись в работы старых мастеров, сотрудники ГЦСИ предложили директору Нантского музея, Бландин Шаванн, смелый ход – перетасовать культурное наследие с новейшими приобретениями.

«Это шанс иначе взглянуть на нашу коллекцию, – считает Бландин Шаванн. – До сих пор мы представляли ее очень традиционно: хронологически, по национальным школам. Русские коллеги предложили нам попробовать принципиально иной способ экспозиции».

«Юный граф Сен-Морис» кисти Жана-Батиста Греза, художника, «головками» которого восхищался Достоевский – типичный портрет эпохи Руссо. Очаровательное, естественное дитя, чувства вызывает самые сентиментальные, заглядывает прямо в душу. Рядом – с пустыми глазницами– «дитя Розмари» – маленький король художницы конца ХХ века Розмари Трокель

«На этой выставке глаза повсюду, – говорит Бландин Шаванн. – Взгляд – не просто деталь – суть портрета. А здесь, перемещая глаза из глазниц на корону, художник заставляет нас задуматься, какую роль в идентификации портретируемого играют символы власти».

Расширяя границы жанра, обыгрывая его условности, расшатывая правила, современные художники приводят человека в движение, меняют представления о психологизме и идентичности.

В руках современных художников новые медиа: видео и фотография. И новое мышление. Они фрагментируют тело: Люк Тюйманс пишет портрет пальцев, Ивонна Райнер снимает хореографические этюды для рук. Герхард Рихтер портретирует не столько человека, сколько память о нем. Картина, написанная с фотографии дяди Руди в форме офицера Вермахата, спустя годы снова фотографируется. Черты неразборчивы, дистанция очевидна. Помещенные в этот контекст работы старых мастеров позволяют увидеть не только трансформацию жанра, но и проследить за тем, как далеко зашло современное искусство в понимании человека.

«Наша концепция, мы ее разработали, мы ее осуществили», – говорит генеральный директор Государственного Центра современного искусства, руководитель проекта Михаил Миндлин.

Второй жанр, с которым решила разобраться сборная франко-российских кураторов – пейзаж. В анфиладе московского музея современного искусства на Петровке раскинутся перспективы и горизонты. Накануне открытия Блондин Шаванн волнуется, не повредили ли полотно Джоанн Митчелл и настаивает на перекраске стен. Рядом с мирными сценами сбора урожая на этих стенах будут разлетаться в разные стороны осколки архипелагов, полыхать образы радиоактивности и виртуальных пространств, видео о потерянном рае будет соседствовать с фотографиями индустриальных ландшафтов.

С начала июня по начало августа выставка «Портрет. Пейзаж» гостила в Нижегородском филиале ГЦСИ. Сегодня она откроется для московских зрителей.