08.07.2016 | 11:34

Российская неделя фотографии стартовала в Москве

От селфи до фотошедевров: в Москве открылась Российская неделя фотографии. Посетители увидят 500 выставочных работ, смогут посетить 50 мастер-классов, тематические выставки и фотоперформансы – все это для любителей фотоискусства, число которых, благодаря достижениям техники, растет с каждым днем. Одним из центральных событий Российской недели фотографии стала выставка «Фотографы в кино».

В экспозиции представлен снимок сцены из картины «Служебный роман» Эльдара Рязанова, где секретарша Вера под грозным взглядом Людмилы Прокофьевны демонстрирует супермодные сапоги, которые тогда достать можно было только по блату, знали все женщины Советского Союза. Времена дефицита прошли, кино до сих пор любимо, а кадр уже давно достояние истории.

На выставке представлены кадры из фильмов, которые смотрела и знала вся страна: «Экипаж», «Москва слезам не верит», «Иван Васильевич меняет профессию». Сергей Карпенко работал звукорежиссером на съемках фильма «Кин-дза-дза!», в перерывах снимал процесс на черно-белую пленку и слайды – редкость для 85-го года.

«Все эти декорации в пустынях в шестидесяти километрах от ближайшего населенного пункта хотелось запечатлеть, и что-то удалось, остались пленки», – рассказывает Сергей Карпенко.

На съемочной площадке фотографы пытаются вытащить то, что остается за кадром, а потом хранится в архивах «Мосфильма» и «Ленфильма». Путаясь под ногами режиссера, рискуя вылететь со съемочной площадки, ловят сам процесс, снимают во время репетиций и никогда в момент съемки: чтобы не испортить звук.

«Когда ты снимаешь фотографию, ты должен найти то состояние, тот кадр, который выразит максимум, а когда ты делаешь кино – для тебя это несущественно, то есть хорошо, чтобы было красиво, но этого недостаточно, и часто гениальный эпизод в кино не содержит ни одной фотографии», – объясняет режиссер Тофик Шахвердиев.

До фильма «Батальон» Владислав Багно имел дело с пейзажами и заводской фотографией. Это пригодилось на съемках картины, которые проходили осенью и весной. Работал в окопах, в холоде и грязи. Несколько тысяч фотографий сделал в траншеях, проявляя чудеса дипломатии.

«Спрыгнул в окопы, договорился с немцами, с девушкой-актрисой, чтобы они повторили этот кадр, и мне понравилось, как она сыграла», – делится Владислав Багно.

В экспозиции пятьсот фотографий – диапазон огромный: семья, животные, красивые женщины. Балом правит гламур и красота. Глянцевый акцент смещает приоритеты – идеальные лица, тела, пейзажи, а хочется философии и глубины, которые остаются за кадром.

Посетители выставки так высказались об увиденном:

– Надо научиться что-то еще снимать, кроме этой простой красоты – не хватает глубины немножко в этой красоте.

– Я ожидала больше работ психологического плана.

– Фотографии разные: есть и эмоциональные, которые передают настроение, есть те, которые передают красоту мира поверхностно.

Взяв в руки камеру, фотографы безостановочно бегут за своим лучшим кадром, пытаясь остановить миг, воскликнув сокровенное: «Остановись мгновение, ты прекрасно!» На помощь им приходят компьютерные технологии, смешивая фантазию с реальностью, заставляя придумывать новые миры по своим собственным стандартам красоты.

Новости культуры