18.01.2011 | 12:47

Премьера в столичном "Эрмитаже"

Шокирующее название появилось на афише столичного театра «Эрмитаж». «Меня убить хотели эти суки» - так называется спектакль Михаила Левитина по пьесе, написанной им же по роману «Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского. Этот автор для театра трудный и неудобный, поэтому и к его творчеству режиссеры обращаются крайне редко. «Факультет ненужных вещей» пытались перенести на сцену: в конце восьмидесятых это сделали в нескольких провинциальных театрах. В Москве Домбровского ставят впервые, и неслучайно в театре «Эрмитаж», известном своей любовью к хорошей литературе. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Михаилу Левитину всегда было интересно ставить то, мимо чего другие проходили равнодушно. Когда-то слава его театра началась с постановок совершенно, якобы, непригодных для сцены поэтов-обэриутов. Спектакль 1982 года «Хармс, чармс, шардамс или школа клоунов» успех имел фантастический, в кассу театра выстраивались огромные очереди.

Сегодня Левитин снова взялся за автора, которого принято считать неподъемным для сцены. Юрий Домбровский, театр очень любивший – он увлекался Шекспиром, преподавал актерское мастерство в Алма-Ате – для сцены не сочинил ничего. Как писателя его интересовали другие жанры. Левитин же обнаружил в прозе Домбровского и лиху закрученную интригу, и эффектные финалы, и яркие любовные линии.

До премьеры Клара Домбровская в театре «Эрмитаж» не была. Во что превратил известный режиссер роман ее известного мужа – для нее сюрприз. «Так долго Домбровский был в тени, так долго были к нему равнодушны, поэтому я буду рада, если будут спорить, будут говорить и если кто-нибудь еще захочет поставить. Я буду просто рада», - говорит Клара Турумова-Домбровская,

Домбровский написал роман «Факультет ненужных вещей» по впечатлениям первого своего заключения в 37. В отличие от коллег по лагерной теме – Шаламова, Солженицына, проза Домбровского – ироничнее и добрее. Он с редким усердием старается понять и жертв, и палачей. Выйдя на свободу Домбровский, мечтал взглянуть в глаза человеку, который его посадил. Нашел, припер к стенке. А потом…

«Домбровский так посмотрел и подумал: ударить – нет? Он же уже давно умер. И сказал ему: пойдем пиво пить», - рассказывает Левитин.

Спектакль - о сопротивлении беззащитного человека огромному карательному Ведомству. О вечном выборе – трусливо поджать хвост или проявить мужество, оклеветать себя или, настаивая на своей невиновности, пойти до конца. В роли сопротивляющегося героя – Георгия Зыбина – молодой актер театра Станислав Сухарев.

«Ощущение такое, что есть некий огромный размер, на который ты должен свою кожу натянуть. И только тогда ты раздвинешься до этого диапазона. Это очень болезненно», - говорит Сухарев.

Приглашенная звезда – актер Михаил Филиппов – един в двух ролях. Ему достались братья-близнецы – прокурор Штерн и следователь Нейман. Михаилу Левитину такая двойственность – очень интересна.

Михаил Филиппов до сих пор не может определить, «насколько сценичен» спектакль. Поэтому и попросил режиссера в шутку, «первые 50 спектаклей не иметь никаких претензий».

Откровенное название спектакля – «Меня убить хотели эти суки» - строчка из стихотворения самого Домбровского – как нельзя лучше фокусирует суть и смысл происходящего на сцене:

Меня убить хотели эти суки,
Но я принес с рабочего двора
Два новых навостренных топора.
По всем законам лагерной науки
Пришел, врубил и сел на дровосек;
Сижу, гляжу на них веселым волком…

У Левитина, как и у Домбровского достойная личность побеждает чудовищную государственную машину. Масштаб такой победы – вне времени и обстоятельств.

Михаил Левитин говорит о том, что сегодня с этим спектаклем на сцену приходит «хорошая, огромная литература». «Сейчас вышел новый роман – «Рождение мыши», который тоже хочется поставить. Все хочется поставить. Мне кажется, я понял, что такое Домбровский на сцене», - говорит режиссер.