05.07.2016 | 13:26

Юбилей Марины Голдовской

15 июля юбилей отмечает режиссер и сценарист Марина Голдовская. К этой дате телеканал «Россия К» покажет программу из цикла «Острова» (11 июля, 21:35) и ретроспективу документальных фильмов: «Аркадий Райкин» (11 июля, 22:15), «Олег Ефремов. Чтобы был театр» (12 июля, 22:15), «Михаил Ульянов. Хроника одной роли» (13 июля, 22:15) и «Анастасия Цветаева. «Мне 90 лет, еще легка походка...» (14 июля, 22:15).

Марину Голдовскую, чье имя широко известно далеко за пределами нашей страны, называют классиком российского документального кино. В 1963 году она окончила операторский факультет ВГИКа, выбрав «неженскую» профессию. Время перестройки стало ее звездным часом, фильмы «Архангельский мужик», «Власть Соловецкая. Свидетельства и документы», «Вкус свободы» стали важнейшими событиями в культурной и политической жизни страны. Она оказалась не просто свидетелем событий нашей жизни, а настоящим летописцем истории своей страны.

«Документалист – это, прежде всего, историк, потому что он фиксирует жизнь и ее факты, – рассказывает в программе «Острова» (11 июля, 21:35) Марина Голдовская. – В 1992 году, когда я снимала демонстрацию, в которой принимали участие полмиллиона человек, у меня по щекам текли слезы, я чувствовала, что присутствую при каком-то невероятном историческом моменте. Тогда я и подумала, что нужно снимать дневник, чтобы не забыть».

Марина Голдовская – доктор искусствоведения, академик Российской академии телевидения и Американской киноакадемии, почетный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, Московского института современного искусства, Киношколы университета в Южной Калифорнии.

«Я очень скептически отношусь к словам "учить" и "научить", мне кажется, что можно только заразить своей увлеченностью и любовью к тому, что ты делаешь. Несмотря на свой возраст, я пока еще не потеряла ненормальной любви к своей профессии. Это моя страсть. В английском есть слово, которое очень точно передает мое отношение к работе, obsession – одержимость и наваждение, когда ничто другое не доставляет тебе такого удовольствия».

Как режиссер Голдовская сняла более 30 фильмов. Ее работы – номинанты и победители отечественных и международных фестивалей документальных фильмов – понятны зрителям и в России, и на Западе. Всех их отличает умение глубоко вглядываться в человеческие характеры, открывать многосложность и необычность в людях известных и неизвестных. «Меня всегда интересовало то, что творится в человеческих душах», - говорит Марина Голдовская.

Фильм «Аркадий Райкин» (11 июля, 22:15) позволяет взглянуть изнутри на жизнь и творчество замечательного советского актера, народного артиста СССР Аркадия Исааковича Райкина. За полвека работы в театре он сыграл огромное количество разных ролей. Миллионы людей смеялись и плакали вместе с героями Райкина, узнавали его персонажей в реальной жизни. На его спектакли потому и шли люди, что помимо незаурядного театрального таланта только у Райкина можно было услышать правду обо всем: о стране, о людях, ее населяющих, о том, о чем принято было молчать. На спектаклях всегда был аншлаг. Аркадий Исаакович рассказывает о том, как он видит задачи и цели своего театра и искусства в целом. Участвуют: Белла Ахмадулина, Георгий Товстоногов, Михаил Ульянов, Леонид Утесов, американский режиссер и сценарист Джордж Кьюкор, Виктория Горшенина, Мариэтта Шагинян и другие. Использованы сцены из спектаклей Аркадия Райкина, фрагменты репетиций и гастролей театра за рубежом, отзывы зрителей.

В 1987 году к шестидесятилетию Олега Ефремова планировалось снять документальный фильм о творчестве актера и режиссера. Но в результате съемочная группа ленты «Олег Ефремов. «Чтобы был театр» (12 июля, 22:15) стала свидетелем раскола МХАТа на две труппы. «Мы пришли в Художественный театр в один из последних дней февраля. Нам хотелось понять, что происходит в этом знаменитом театре. Ходили тревожные слухи, театральный мир волновался», – рассказывает Марина Голдовская. Известные актеры Олег Борисов, Александр Калягин, Игорь Кваша высказывают свою точку зрения на события того времени и о роли Олега Ефремова в жизни двух московских театров: «Современника» и МХАТа. В фильме принимает участие звездный творческий коллектив театра, а также Виктор Розов, Галина Волчек, Олег Табаков и многие другие.

Работа Михаила Ульянова на сцене и в кино всегда была насыщенной и блистательной. По его ролям можно было бы изучать историю театра – он выходил на сцену пятьдесят семь лет! А история кино без картин Салтыкова, Панфилова, Райзмана, Михалкова, Соловьева, Говорухина, где играл Ульянов, просто была бы неполной. Документальный фильм «Михаил Ульянов. Хроника одной роли» (13 июля, 22:15) – о жизни и творчестве выдающегося актера театра и кино, народного артиста СССР, художественного руководителя Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Михаила Ульянова. Сюжетной основой фильма стала работа Ульянова над ролью В.И. Ленина в спектакле «Брестский мир» по одноименной пьесе Михаила Шатрова в постановке режиссера Роберта Стуруа. Зрители имеют возможность увидеть процесс репетиций, а также проследить рождение нового образа. Работа идет тяжело: актер мучается, спорит с режиссером, полемизирует с коллегами – как через образ вождя сказать то, о чем еще недавно с подмостков говорить запрещалось. Михаила Александровича в фильме можно увидеть максимально живым человеком, не легендой и не мифом, а человеком со всей его болью, переживаниями и сомнениями, взглядами на политику и историю, которыми он делится в интервью и на своих встречах со зрителями. Принимают участие: дочь Михаила Ульянова – Елена, Роберт Стуруа, Гия Канчели, Василий Лановой, Алла Парфиньяк, Ирина Купченко и другие.

Фильм-монолог «Анастасия Цветаева. «Мне 90 лет, еще легка походка...» (14 июля, 22:15) полностью построен на воспоминаниях Анастасии Ивановны Цветаевой, писательницы и мемуаристки, автора сборника стихов, эссе, сказок и рассказов, переводов лучших образцов мировой поэзии, литературных портретов современников, родной сестры одного из самых ярких поэтов ХХ века Марины Цветаевой. Анастасия Цветаева была одной из дочерей Марии Мейн, виртуозной пианистки и тонкого знатока мировой литературы и живописи. Ее отца, Ивана Цветаева, известного ученого, профессора Московского университета, многие в Москве называли чудаком и с иронией относились к его затее построить в столице Музей изящных искусств (Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). В конце 1930-х годов Анастасия Цветаева была репрессирована, но долгие годы лагерей, тюрем и ссылок не уничтожили запасов душевной щедрости и любви. Внутренним теплом согрето и творчество Анастасии Цветаевой, «писателя милостью Божьей», как говорила Марина Цветаева об очень немногих. Подробно и с любовью Анастасия Ивановна вспоминает о детстве и родных, о традициях семьи, о старшей сестре. «Я была первой, кому Марина читала свои стихи. У меня была хорошая память, я запоминала стихотворения после второго–третьего раза. Это породило единственную нашу с Мариной на двоих традицию чтения стихов в унисон. Это так ей нравилось».

Пресс-служба телеканала "Россия К"