18.01.2011 | 19:31

Статуи "Рабочего и Колхозницы" вернутся на Невский проспект после реконструкции

Статуи "Рабочего и Колхозницы", как и прежде, будут украшать фасад дома номер 68 на Невском проспекте в Петербурге. Того самого, «литературного», вокруг которого на прошлой неделе бушевали градостроительные страсти. Напомним, историческое здание на углу Невского и набережной Фонтанки реконструируют. Строительные работы повлекли за собой разрушение фасадов, где находились скульптуры. Сама реконструкция вызвала возмущение защитников архитектурного наследия. И, несмотря, на недельный тайм-аут, который взят для решения этих вопросов в высших инстанциях, разбор дома на Невском продолжается. И защитники архитектурного наследия констатируют – «снос «литературного дома» перешел в необратимую стадию», но скульптуры, чудом уцелевшие, решено сохранить. Рассказывают «Новости культуры».

Строители вряд ли чувствуют, что тяжелый кусок бетона в их руках - осколок целой эпохи. Это фрагмент статуи Рабочего. Вместе со своей сподвижницей Колхозницей они 60 с лишним лет венчали фронтоны дома 68 по Невскому проспекту. И, если аварийность самого здания у некоторых вызывает вопросы, то о состоянии скульптур специалисты не спорят. Прохожим просто повезло, что до статуй, наконец, добрались руки реставраторов.

«Видите, слой осыпается. Арматура проржавела совсем. Она не может больше быть на фасаде - это опасно для жизни горожан», - объясняет скульптор Александр Мурашев.

То, что осталось от Рабочего и Колхозницы, со стройки увезли прямо в реставрационные мастерские. Расколотые на несколько десятков фрагментов скульптуры выглядят трагично. Но, говорят, - иначе снять их с крыши было невозможно. Трехтонные скульптуры намертво закрепили на железной арматуре.

Рабочий и Колхозница - ровесники глобальной перестройки здания на Невском. В Блокаду авиабомба разрушила всю сердцевину бывшего доходного дома Лопатина. Фасад решили не воссоздавать, а сделать в современном, более величественном стиле. Тогда же на крыше были установлены статуи в стиле сталинский ампир. Очень скоро их стали называть «памятником любви».

Существует городская легенда. Якобы в монументальных чертах Рабочего и Колхозницы скульптор запечатлел свою супругу и себя самого. Это настоящая романтическая история о том, как студентка театрального института Нина Браташина вынесла с поля боя раненого солдата Журавлева. Они встретились только после войны, чтобы уже никогда не расставаться.

Увековеченные в бетоне Рабочий и Колхозница на 40 лет пережили реальную чету Журавлевых. Сейчас главная задача - собрать статуи как пазл. Понять, какие фрагменты осыпались и утеряны.

«И этот глаз на ладан дышит. Скоро отвалится. Еще бы чуть-чуть, и его бы тоже не было. Хорошо, что нам удалось все это вовремя снять. Успели собрать по кускам. В принципе, как мозаика, наш Рабочий будет воссоздаваться», - отмечает Александр Мурашев.

Этот реставрационный процесс по-своему уникален. Статуи сталинской эпохи, тем более из бетона, восстанавливают крайне редко. Не считают исторически ценными. Да и по поводу этой скульптурной группы шли жаркие споры. Рабочий и Колхозница сделаны не по канонам, не выдержаны классические пропорции для монументов, венчающих высокие здания.

«Чтобы видно было с Невского - увеличиваются глаза, они делаются выпуклыми. И когда вблизи смотрите, некрасивые.Здесь чисто скульптурный вариант - как видел, так и лепил - снизу вы черт не увидите», - объясняет реставратор Вячеслав Кравченко.

Но Рабочему и Колхознице повезло. Несмотря ни на что, решено восстановить скульптуры с максимальной точностью. Сначала бетонные статуи соберут по кусочкам, а затем отольют их копии в более долговечном материале. Уже через полтора года они вернутся на реконструированное здание - как памятник любви, над которым время не властно.