30.06.2016 | 12:14

В Эрмитажном театре готовят оперный спектакль о Петре и Февронии

Повесть о Петре и Февронии Муромских – одна из вершин древнерусской литературы XVI века. Это рассказ о чистой любви, о том, как благочестивые супруги умеют хранить верность до последнего вздоха. Повесть актуальна во все времена, поэтому к ней регулярно обращаются драматурги, писатели, художники. На этот раз «Петра и Февронию» решили поставить в Санкт-Петербургском Эрмитажном театре. Здесь готовятся к премьере музыкально-эпических картин «О мудрости и чудесах Февронии». В швейных мастерских уже идёт примерка костюмов для нового оперного спектакля. Эскизы к ним – в стилистике икон XIII века – выполнил художник Иван Глазунов. Премьера постановки состоится 8 июля – в День семьи, любви и верности.

Музыкально-эпические картины «О мудрости и чудесах Февронии» рассказывают о благоверных Петре и Февронии Муромских, святых покровителях христианского супружества. Оперные сцены созданы на либретто по повести XVI века, вобравшей в себя фольклорные сюжеты и мотивы и написанной как житие святых благоверных супругов.

Декорации и костюмы выполнены в стилистике русских икон XIII – XV веков. Новаторская во многих аспектах постановка создает синергию развернутых оперных сцен с участием солистов, хора и симфонического оркестра, игровых диалогов главных героев, фрагментов для хора a cappella и танцевальных элементов.

В спектакле использованы видеопроекции, созданные по актуальным мультимедиа-технологиям. Режиссер-постановщик спектакля - приглашенный режиссер Мариинского театра Ольга Маликова. Музыку к спектаклю написали участники Международного конкурса композиторов духовной музыки «Роман Сладкопевец»: Наталия Варламова (Казань), Франческо Пеллегрино (Италия), Александр Видлишки (Болгария), Алина Шипилова (Воронеж), Никита Сайкович (Москва). В спектакле участвуют сказитель Дмитрий Парамонов, солисты и хор Михайловского театра, солисты Ансамбля древнерусского певческого искусства «Сирин», Симфонический оркестр капеллы «Таврическая» (дирижер Михаил Голиков).

Четыре художника пытались создать одеяния, подходящие для героев XIII века, но удалось это только пятому - Ивану Глазунову. Он отказался от буквального повтора эстетики домонгольской Руси. И вместо этого выбрал для костюмов стилистику древнерусского искусства и попытался фактически оживить фрески.

«Воин, допустим. Это - Петр во время битвы, он такой, это не историческая реконструкция доспехов. Он воин с иконы. Он без стали, без атрибутов, хорошо известных реконструкторам», - описывает художник Иван Глазунов.

Смешение эпох в театральной мастерской во время примерки костюмов производило эффект появления Ивана Васильевича в советской Москве. Да и сами артисты еще не полностью перевоплотились в свои новые образы: под кафтанами скрываются джинсы и кроссовки.

Но настоящий вызов для исполнителей главных ролей - фактически предстать на сцене святыми. «Кто-то играет в кино Иисуса. Я всегда думаю, как это так, на себя примерить такой образ», - размышляет солистка Михайловского театра, исполнительница роли Февронии Софья Файнберг.

Либретто к опере о Петре и Февронии основано на одноименной повести, которая была написана в XVI веке.

«Это не развлекательная повесть, а некое назидание, высокий образец для подражания. И при этом повесть насыщена метафорическим образным языком, там много символики, которая отсылает нас и к русскому фольклору и к мировому фольклору», - объясняет научный консультант, старший преподаватель Санкт-Петербургской консерватории Екатерина Смирнова.

Брак Петра и Февронии стал образцом христианского супружества, свою любовь они сохранили в буквальном смысле до гроба - умерли в один день, 8 июля по новому стилю, 1228 года и были канонизированы.  

Новости культуры