30.06.2016 | 10:25

Ханс-Йоахим Фрай поставил оперу Штрауса в Москве

В Камерном театре имени Покровского сегодня премьера. Оперу Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе» поставил Ханс-Йоахим Фрай – известный немецкий режиссер и продюсер, один из самых влиятельных идеологов современного музыкального театра. Ему близок заложенный Штраусом в «Ариадне» прием театра в театре. В одном произведении соединяются несколько сюжетных линий - от пересказа античного мифа до социальной сатиры, и каждая требует трактовки в своей стилистике.

Пока артисты перед генеральным прогоном делали последние приготовления, немецкий режиссер Ханс-Йоахим Фрай рассказал журналистам о своей любви к Штраусу. Она у него возникла еще в молодости. Когда-то он был директором оперного театра в Дрездене, и при нем ставили многие оперы этого композитора. Свой авторский взгляд на Штрауса маэстро удалось представить только спустя более десяти лет. 

«"Ариадна на Наксосе" - как раз из тех опер, которые следует ставить в камерном театре, в отличие от других произведений Штрауса, - говорит Фрай. - Здесь нет хора, нужно всего около 30 музыкантов, из них - 15 солистов, для того чтобы поставить эту фантастическую историю».

Для оркестра театра Покровского «Ариадна» стала новым и необычным опытом. Изучив партии, дирижеру Алексею Верещагину пришлось полностью «перенастроить» оркестр, как выражается он сам.

«Каждый инструмент, который находится, присутствует здесь, он сугубо индивидуален, и человек, который на нем играет, должен демонстрировать навыки концертного исполнения, навыки сольной игры», - говорит дирижер Алексей Верещагин.

Штраус написал две редакции «Ариадны на Наксосе». В Театре Покровского ставят вторую – дополненную. Но партии солистов он изначально сделал невероятно техничными. В первой - исполнительница роли Цербинетты берет ноту «фа» третьей октавы. Во втором варианте композитор сделал ее на один тон ниже. Но легче не стало, говорит солистка Екатерина Ферзба.

«Это не чисто колоратурная техника, здесь требуется крепкая середина, чтобы исполнить саму арию, которая состоит из многих частей, и еще дополнить, украсить это техникой и верхним регистром», - отмечает исполнительница партии Цербинетты Екатерина Ферзба.

Костюмы и декорации в постановке, как и герои в прологе, из нашего времени. А во втором отделении, когда начинается сама опера, солисты превращаются в персонажей древнегреческих мифов. Как говорят художники по костюмам, такое простое сценографическое решение отчасти связано с тем, что артисты постоянно движутся по сцене, не стоят на месте. Такова особенность не только этого спектакля, но и в общем Театра Покровского.

До Театра Покровского «Ариадну на Наксосе» ставили на сцене Мариинского театра. И в Петербурге, и в Москве постановки объединяет то, что исполняются они на двух языках. Пролог - на русском, а сама опера – на немецком. Новый взгляд на «Ариадну» немца Ханса-Йоахима Фрая зритель сможет оценить в ближайшие три недели.

Режиссер Ханс-Йоахим Фрай сегодня будет гостем программы «Худсовет», в которой расскажет о премьере «Ариадны на Наксосе». Начало программы в 23:45.

Новости культуры